Планированием карьеры можно заниматься и самостоятельно. В крупных корпорациях это задача менеджеров по персоналу, руководителей (линейных менеджеров), специалистов по обучению и развитию, психологов. Служба персонала, обладая возможностями, интегрировать кадровую информацию; обеспечивает организационный аспект планирования и реализации карьеры, разрабатывает схемы, внутриорганизационных перемещений, предоставляет работнику первичную информацию о возможных вариантах внутриорганизационных перемещений; выделяет систему ключевых должностей организации и разрабатывает процедуры выдвижения и подготовки резерва на их замещение; осуществляет аттестацию работников; организует в соответствии с планами карьеры их подготовку; обеспечивает методическую и юридическую помощь сотрудникам в планировании карьеры[1].
Выводы по первой главе:
Люди перспективные в карьерном плане — это большая социальная группа, которая характеризуется наличием специфических целей в профессиональном и жизненном плане, которые, как правило, связаны со стремлением занять как можно более высокую ступень в управленческой иерархии со связанным с этим моральными и материальными последствиями.
Выявление и коррекции личностных ресурсов для достижения карьерных целей и планирования карьеры может выполняться клиентом самостоятельно, а может при помощи карьерного коучинга, проводимого специально подготовленным коучем или тренером.
Технология коучинга предполагает, что тренер-коуч задает вопросы клиенту так, чтобы тот самостоятельно принял наиболее приемлемое решение по дальнейшему развитию карьеры.
Клиент, с которым работает тренер-коуч, осознает, что делает и самостоятельно определяет способы достижения результата и, таким образом, берет на себя ответственность за принятые решения и сам отвечает за качество достигнутого результата в карьере.
Планирование карьеры это процесс осознания клиентом своих мотивов, целей, реализации представлений о себе, оценки и развития знаний, умений и навыков, способствующих осуществлению карьеры.
Психологическое обеспечение планирования карьеры предполагает выявление мотивов, целей карьеры, уточнение профессиональной концепции клиентов, формирование знаний и развитие навыков планирования карьеры;
Модель психологического обеспечения планирования карьеры клиентов коуча включает диагностический и развивающий блоки, реализуемые в ходе коуч-сессий.
[1] Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. — Спб.: Питер, 2003.с. 318-320.