Существует и другая типология реалити-шоу в отечественной и зарубежной литературе. Основываясь на тематическом разнообразии существующих на сегодняшний день российских проектов, П.Э. Шульцман считает целесообразным выделить пять типов реалити-шоу[1]. К первому типу относится шоу-наблюдения, которое отдельные исследователи также именуют «вуайеристским шоу», в котором «удовлетворяется присущая человеку страсть подглядывания»[2]. Таким образом, реалити-шоу данного типа обладают характерным содержанием, которое выражается в создании специфической среды (замкнутого пространства) для его участников, что неизбежно приводит к возникновению потенциальных зрелищных ситуаций. Вторым распространенным в российском телевизионном производстве типом является шоу-выживание. Известные западные проекты – «Survivor» (Швеция), «Alive» (США), в России – «Последний герой». Участники поставлены в тяжелые условия, в которых необходимо бороться за пищу, кров и т.д. Проекты данного типа обладают большим визуальным разнообразием и нередко стремятся уйти от характерных замкнутых пространств шоу-наблюдения. В качестве специфической зрелищной черты целесообразно отметить предпочтение натурных объектов (или имитацию таковых) и соответствующего типа съемок, в которых развиваются события проектов. Как правило, это живописные местности, отсылающие зрителя к сюжетам, связанным с приключениями, поиском сокровищ и т.д. (пустыня – «Сердце Африки» (2005), тропический остров в океане – «Последний герой», 2001-2009). Третьим типом является шоу социального статуса, основное содержание которого состоит в обновлении различных значимых для социальной жизни атрибутов («Голые стены», 2007: «Косметический ремонт», 2011 и др.). Под значимыми предполагается спектр разнообразных атрибутов, нуждающихся в коррективах: физическая конституция, лицо, гардероб (имидж), личный транспорт, жилище и пр. Зрелищность реализуется, как правило, благодаря сюжетным столкновениям («было» — «стало», «до» — «после»), которые раскрываются через операторскую работу, монтаж, режиссуру и дополнительные составляющие (грим, декорации). К четвертому типу реалити-шоу относятся проекты, связанные с безопасностью, которая может пониматься широко: от безопасности личного транспорта («Угон», 2011) до вопросов частной жизни («Брачное чтиво»). В данных программах зрелищная компонента реализуется посредством эксплуатации «кодов» кино и литературы. К пятому типу программ относятся шоу возможностей, или вызова («Битва экстрасенсов», 2007-2011; «Фактор страха», 2003-2004), которые тематически ориентированы на демонстрацию участниками неординарных способностей или попыток преодолеть распространенные индивидуальные фобии. С точки зрения форматных требований реалити-программ зрелищная компонента обнаруживается в системе различных препятствий и суммы приемов, навыков, которые должен продемонстрировать участник, чтобы победить.
В целом, подытоживая все эти типы, можно сказать, что реалити-шоу – это бизнес продукт с элементами журналистики. Есть конкретные коммерческие цели, которые реализуются путем выстраивания следующей цепочки: товар-культура-нравственность. Средство же реализации этой цепочки – заигрывание с аудиторией путем прислушивания к ней же.
В реалити-шоу метод длительного наблюдения используется для исследования не жизни, а ее имитации. Оно симулирует жизнь, а не репрезентирует реальность. По мнению ряда исследователей, в частности представителей знаменитой франкфуртской школы, телезритель склонен воспринимать эту симулированную действительность как подлинную жизнь. Привлекательность реалити-шоу и трэш-программ связана с тем, что их просмотр позволяет снять стресс. По мнению М. Маклюена, «игры – это драматические модели нашей психической жизни, дающие избавление от тех или иных напряжений»[3].
[1] Шульцман П.Э. Феномен зрелищности в системе экранных искусств // Вестник МГОУ, 2011, №2.
[2] Абраменко А. Жанр реалити и его особенности на российском телевидении // Acta Diurna – заглавие с экрана, URL: http://www.psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_1/abr_real.htm (дата обращения 28.05.12)
[3] Маклюэн М., Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. Ст. М. Вавилова. – М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – С. 287