Анализируя реалити-шоу, ток-шоу, игры и «трэш-телевидение», западные исследователи делают следующий вывод: люди хотят жить в толерантном мире, где раса, гендер и сексуальная ориентация не имеют никакого значения, где сложные проблемы получают индивидуальные, терапевтические решения, где «отклонение от нормы легко узнается и быстро и справедливо наказывается»[1].
Медийное агентство, создатели шоу стремятся вызвать максимальное внимание и доверие аудитории, ведь наиболее эффективно воздействие именно того источника информации, которому доверяют и, к которому испытывают интерес[2]. Статус «реальности» происходящего, на который претендует реалити-шоу, ослабляет защитную функцию при восприятии их содержания. А повышенное внимание связано с тем, что подобные передачи рассчитаны на молодежную аудиторию, их создание осуществляется с ориентировкой именно на интересы и потребности молодых людей. Представленная в большинстве реалити-шоу молодежная субкультура легко проецируется на собственную жизнь молодых зрителей. А ведь воспринимается и усваивается лучше то, что ожидаемо, узнаваемо и интересно. Говоря о восприятии и воздействии реалити-шоу, нельзя не отметить такое явление как эффект прайминга – активации когнитивных структур потребителей массовой информации. Эффект прайминга достигает своего пика, когда зрители верят, что они видят реальные, а не вымышленные события[3].
Медиатексты активируют уже сформированные понятия, мысли или знания, которые определенным образом связаны с содержанием этих материалов. Таким образом, содержание медиатекстов связывается, ассоциируется с активированными мыслями или понятиями и подкрепляется ими. В течение определенного промежутка времени после просмотра телепередач реалити-шоу существует повышенная вероятность того, что мысли, ассоциации и воспоминания телезрителя будут «привязаны» к содержанию полученной информации. В некоторых случаях формируются устойчивые связи между содержанием медийного сообщения, или раздражителем, с одной стороны, и близкими к нему мыслями или воспоминаниями, с другой. В представленной реалити-шоу субкультуре выражена общая тенденция мировоззренческой и поведенческой позиции, стереотипы и установки, готовые образцы решения проблем и т.д. являющаяся неким руководством для юных зрителей. Это связано с реализацией одной из базовых потребностей – социальной принадлежности, со стремлением к общественной и групповой идентичности. И так как ни один человек не является абсолютно социально автономным и свободным, то он вынужден приспосабливаться к групповым и социальным нормам, образцы которых в свою очередь, и находит молодежь в реалити-шоу. Главная целью их создателей – максимально широкая аудитория. Перед участниками ставится задача – любыми средствами привлечь зрителей. А самым быстрый и действенный способ этого – эпатаж, отрицающий следование высоконравственным образцам культуры, строгой морали, культуре поведения и т. д.
[1] Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: Современные западные исследования. – М., 2005. – С. 137
[2] Полетаева, О.Б. Скрытая реклама (product placement) в современной художественной массовой литературе: авторская стратегия или редакторская правка // Теория и практика общественного развития. — 2010. №3. Филологические науки.
[3] Григорова Д.Е. Реалити-шоу: анализ механизма манипуляционных воздействий // Инновации в образовании. 2010. № 7.