Подобному поведению  способствуют[1]:

  1. искусственно созданные жесткие условия существования (замкнутое пространство, один и тот же состав круга общения, невозможность уединиться, нахождение под постоянным наблюдением скрытых камер),
  2. расчетливая инициация конфликтных ситуаций (когда по авторскому замыслу участников провоцируют на ссоры, интриги, эпатирующее поведение и т.д.),
  3. специальный подбор участников (на кастинге отдают предпочтение тем, кто сможет соответствовать всем требованиям замысла, ярко проявлять себя, принимать предложенные ему правила, переступать через моральные ценности для достижения цели  и даже подавлять  внутреннее «Я»,  исполняя различные установки, задания);    учитывается разнородность аудитории для которой выбираются различные типажи участников, заведомо предполагающие невозможность   нахождения между ними общего языка  и совместного мирного сосуществования.

Реалити-шоу это – инструмент виртуализации  общества, технологии управления  телевиденьем и социумом.  Д. Дондурей отмечает, что  «значимое отличие реалити–шоу  от других форматов – создание искусственной среды,  которая в чем – то похожа на настоящую  или создается в определенном пространстве, но выполняет специальные функции, причем невероятно важную для зрителей, — функцию обучения, посвящение частного человека  в необходимые ему правила жизни в семье,  в обществе <…> В основу сценария шоу заложен механизм ненавязчивого,  почти неуловимого подталкивания зрителя:  от неумения, незнания,  непонимания к умению, знанию и пониманию»[2]. Своего рода  психотренажер. А ненавязчивое, неуловимое подталкивание человека к чему-либо есть манипуляция.

Однако, не только драматургия этих шоу и тщательно подобранные типажи способствуют манипуляции, само изображение, а в частности монтаж видео, оказывают большое влияние на восприятие зрителем текста, его идентификацию, определяют степень доверия, уверенность в реальности происходящего. Кроме того, сам монтаж не всегда оказывается линейным и реалистичным, именно использование приемов интеллектуального монтажа позволит закрепить в зрительском восприятии то или иной мнение о происходящем, более точно и эффективно оказать влияние на сознание зрителя.

Реалити-шоу предоставляют содержательный материал для маркетинговых коммуникаций, чему способствует их зрелищность. Данный тип программного контента наглядно демонстрирует специфические способы существования экранного произведения на современном этапе развития ТВ и его воздействия на аудиторию. Во-первых, зрелищность реалити-шоу в значительной мере опирается на такое свойство ТВ, как «сиюминутность». Зритель, следящий за участниками проекта («Дом-2», «Большой брат»), осознает, что события на экране являются срезом непрерывно текущей жизни героев. Показателен тот факт, что производители реалити-проектов всячески стремятся усилить эффект «прямой трансляции», непосредственность связи аудитории и программы. Распространенной практикой становится круглосуточное транслирование жизни участников в интернете («За стеклом», 2001; «Фабрика звезд», 2002-2011;  «Большой брат», 1999-2006).

В качестве самых популярных для product placement можно назвать четыре реалити-шоу: «Runway», «Последний герой», «Дом-2. Город любви» и «Big Brother»- реалити-шоу класса соревнований, где в конце каждого выпуска выбывает один из участников, по результатам испытаний, конкурсов  или вынужденного голосования («Runway» и «Последний герой») и реалити-шоу класса социального эксперимента («Big Brother» и «Дом-2. Город любви»). Если в соревнованиях каждый раз кто-то из участников покидает проект, борьба за приз ведется очень интенсивно, то в социальный эксперимент представляет собой длительное наблюдение за участниками, за развитием из взаимоотношений, победитель определяется на протяжении долго времени и т.д.

[1] Григорова Д.Е. Реалити-шоу: анализ механизма манипуляционных воздействий // Инновации в образовании. 2010. № 7.

[2] Дондурей Д., Петренко Р., Реалити-шоу: развитие жанра: Кандидат на канале ТНТ // Искусство кино. – 2005. — № 11. – С. 45-53

Исследование восприятия product placement в телевизионных реалити шоу молодежной аудиторией — страница 19-20
Метки: