В настоящее время в России более 2 млн. детей-инвалидов – по оценкам неправительственных организаций, или 495,3 тысяч – по официальным сведениям. Часть из них содержится в закрытых психоневрологических интернатах, по официальным сведениям – 26051 человек на конец 2010 года[1]. Как показывают исследования, адаптироваться и самостоятельно существовать после выпуска из таких интернатов могут только 1% детей. Адаптация выпускников вспомогательных школ-интернатов (школ 8-го вида) составляет 15%, с учетом того, что в этих школах занимаются не только дети, оставшиеся без попечения родителей, но и дети, проживающие в семьях.  Из этого можно сделать вывод, что эффективность деятельности закрытых учебных учреждений по социальной адаптации детей, воспитываемых вне семей, крайне низка[2].

Рис. 1.1. Динамика численности детей-инвалидов и их удельного веса в возрастной группе[3]

Рис. 1.2. Структура детей инвалидов по факторам заболеваний, тыс. чел., %

Чуть менее половины болезней детей приходится на нервные болезни и психические расстройства. Остальные болезни связаны с поражением опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Многие из болезней, приводящих к инвалидности не препятствуют обучению ребенка в общеобразовательной школе. Однако нахождение в среде сверстников детей с определенными недостатками физического здоровья несет в себе риски для детей инвалидов в первую очередь.

Развитие ребенка, имеющее нарушения, в современной психологической науке рассматривается как развитие аномальное, неминуемо приводящее к изменению отношения человека к миру и негативно сказывающееся на отношениях его с окружающими людьми[4]. В. И. Лубовский отмечает, что при аномальном развитии сохраняются наиболее общие закономерности нормального психического развития детей. При этом могут быть изменены его сроки, темпы, может возникнуть некоторое своеобразие количественных и качественных характеристик того или иного свойства, качества, проявления[5].

Согласно выдвинутой Л. С. Выготским идее о сложной структуре дефекта, наличие какого-либо нарушения, не только приводит к выпадению одной функции, но и вызывает целый ряд вторичных отклонений в развитии. Иными словами, первичный дефект вызывается биологическими факторами, вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития[6].

[1] Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obr2.htm, свободный. — (Дата обращения — 26.05.2012)

[2] Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика.-М.:ACADEMIA,2003. С. 123.

[3] Здравоохранение в России. 2011: Стат.сб. — М., Росстат. 2012. С. 105.

[4] Лонина В. А. Психологическая служба в школах для детей с нарушениями зрения // Дефектология.  1994. № 6.

[5] Лубовский В. И. Л.С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии. 1996. № 6.

[6] Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т.— М., 1984. Т. 4. С. 6.

Самооценка детей — инвалидов — страница 27-28