Исследование, направленное на изучение самоотношения в структуре личности инвалидов, проведенное Е. Г. Беляковой, показало, что реакция инвалидов на свой дефект определяется факторами внешнего и внутреннего порядка, характером их взаимодействия при определяющей роли внутреннего психологического фактора — самоотношения личности. Различные варианты самоотношения, в том числе и ощущение собственной неполноценности, не являются непосредственно следствием дефекта. Самоотношение возникает в пространстве общественных связей, причем только при определенных социальных условиях разница между поведением инвалида и поведением других людей оказывается значимой. Человек начинает ощущать свой недостаток в результате социального сравнения. Причем осознание дефекта может вести как к чувству неполноценности, так и к возникновению компенсаторной активности, к выработке личностного индивидуального стиля деятельности. В качестве осознания инвалидом своего места в данном обществе, отношения к себе и к внешнему миру, по мнению автора, выступает его «внутренняя позиция», особое самоотношение, которое не является простым слепком социальной ситуации развития, хотя и складывается под определенным давлением образа жизни инвалида, стереотипных представлений о его возможностях[1].
Как органические дефекты, так и социальная ситуация развития могут выступать в качестве факторов как негативного, так и позитивного характера. В первом случае, самоотношение способствует возникновению комплекса неполноценности, невротических расстройств. В качестве примера можно привести низкую самооценку, которая создает плодотворную почву для формирования болезненной реакции на дефект. Во втором случае самоотношение выступает источником развития личности, направляет ее на поиск путей компенсации дефекта.
В специальной литературе также имеются исследования, обнаружившие наличие прямой зависимости между самооценкой личности, имеющей инвалидность, и уровнем социальной адаптации[2].
Расхождение «Я реального» и «Я идеального», характерное для подросткового возраста, в условиях наличия каких-либо недостатков здоровья значительно усиливается, что выражается в появлении неуверенности подростка с нарушениями здоровья в себе, в замкнутости, повышенной обидчивости, упрямстве, враждебности, неустойчивости уровня притязаний. Все это приводит к снижению уровня развития самооценки[3].
Значимость проблемы, связанной с отношениями, возникающими между лицами с нарушениями здоровья и здоровыми, усиливается тогда, когда ребенок-инвалид оказывается в условиях общего обучения. Л. С. Выготский подчеркивал о том, что более всего негативному влиянию при наличии аномального фактора подвержены межличностные контакты индивида. Очевидно, что в условиях общего обучения, где ребенок-инвалид находится среди «недостаточно подготовленных» к межличностному взаимодействию с ним учителей и одноклассников, вывод Л. С. Выготского приобретает особую актуальность.
В соответствии со взглядами И. С. Кона познание индивидом себя осуществляется посредством познания членов социальной группы, в которой он существует. «Индивид познает себя не непосредственно, а только опосредовано, через познание членов той социальной группы, в которой он действует. Его критическим моментом является то, когда он осознает, что отличается от других»[4]. Высказанная И. С. Коном точка зрения находит подтверждение в о многих психологических исследованиях, подтверждающих, что сам по себе дефект здоровья не является негативным психологическим фактом. Он становится таковым только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми, в ходе которого инвалид сравнивает себя с ними.
[1] Белякова Е. Г. К вопросу о самоотношении в структуре личности инвалида // Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов: Тезисы докладов и сообщений международного конгресса по проблемам социальной и медицинской психологии, реабилитации инвалидов. — Тюмень, 1996. С. 154.
[2] Головина Т. П. Самооценка личности в условиях зрительной депривации // Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов: Тезисы докладов и сообщений Международного конгресса по проблемам социальной и медицинской психолого-педагогической реабилитации инвалидов. — Тюмень, 1996. С. 76.
[3] Кле М. Психология подростка // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 3.
[4] Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М., 1979. С. 26–27.