У больных детей и подростков нарушено формирование самосознания (Я-физического, Я-идеального, самооценки). Это проявляется в иной, по сравнению с нормой развития, динамике развития самосознания, самовосприятия, меньшей ориентированности на оценки других людей при построении образа Я. Такая особенность – меньшая ориентация на другого (партнера, сверстника, взрослого) проявляется как в конкретной деятельности, так и при построении образа Я[1].
Переход к инклюзивному образованию в отечественном контексте в принципе предопределен тем, что Россия ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов: Декларация прав ребенка (1959); Декларация о правах умственно-отсталых (1971); Декларация о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах ребенка (1975). Но чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать институциальные условия для реализации прав инвалидов. Система образования в современной России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции детей-инвалидов в образовательную среду, а не простое присутствие их в школе[2]. Соответственно этот процесс должен сопровождаться адекватной психологической реакцией со стороны как инвалида так и его сверстников. Самооценка в этом случае будет лишь диагнозом неблагополучной ситуации с социальной адаптацией инвалида в образовательную среду.
Проявляются две тенденции в восприятии человека с ограниченными возможностями здоровья – социально-прагматическая и гуманистическая. Гуманистическая тенденция связана с признанием самоценности человеческой личности. Успешность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в значительной степени зависит от того, насколько им помогут осознать свою самоценность, самоэффективность, что как раз и выражается в определенной степени показателем самооценки[3].
Не вызывает сомнений, что в условиях совместного обучения лиц с нарушениями здоровья и с более или менее нормально функционирующим организма такое сравнение выступает в качестве травмирующего фактора. В условиях общего обучения действие данного фактора усугубляется за счет предъявления педагогами неадекватных требований (необязательно повышенным, иной раз хуже как раз пониженные) к учащимся инвалидам и наличия фактов негативного отношения к детям-инвалидам, что отрицательно сказывается на формировании самооценки.
Выводы по первой главе.
Исследуя подростков-инвалидов, специалисты пришли к выводу о ведущей роли психического и личностного здоровья в инвалидизации человека. Психологическими параметрами психического и личностного здоровья подростка-инвалида выступают:
Отношение к себе, Я-концепция как система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Отношение к другим. Этот параметр касается характера взаимодействия в микросоциальных отношениях, к кругу значимых других.
Отношение к болезни как комплекс переживаний и ощущений больного, интеллектуальных и эмоциональных реакций на болезнь, лечение и взаимодействие с окружающими
Специфика развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.
Для задач психологической помощи наиболее значима оценка уровня зрелости психических свойств личности и одной из важнейших — самооценки.
Самооценка – это субъективная оценка личностью самой себя и включает в себя оценку реальных и потенциальных возможностей, качеств этой личности) и места личности среди других людей.
Самооценка является важным компонентом новообразований подросткового возраста. Многочисленные психологические исследования показывают значение изучения динамики самооценки в период возрастных кризисов, прежде всего пубертатного.
Самооценка отражает и определяет взаимоотношения человека с окружающими, имеет прямое отношение к критичности личности.
При глубоких нарушениях здоровья развитие самооценки происходит в условиях недостатка общения, которая оказывает опосредованное негативное влияние на самооценку и определяет ее своеобразие. Это своеобразие проявляется в низком уровне знаний субъекта о себе, в негативном отношении к себе как субъекту жизнедеятельности, в завышенной (игнорирование отрицательных последствий недостатков здоровья) или заниженной (глобализация этих последствий) самооценке.
[1] Алейникова С. М., Захарова Н. В. Особенности формирования самосознания и произвольной деятельности у детей, больных шизофренией. Материалы III республиканского съезда невропатологов, психиатров и наркологов Грузии. Тбилиси, 1987.
[2] Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Образовательная интеграция детей-инвалидов [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://paralife.narod.ru/library/science/romanov_iarskaia/03_politinva_obraz_integr.pdf, свободный. — (Дата обращения — 26.05.2012)
[3] Данилюк Л.Е., Шатохина Н.В. Жизненные ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (сравнительный анализ) // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 4.