Глава 1 Изучение особенностей самооценки инвалидов Климовского района Московской области
1.1 Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель исследования — изучить особенности самооценки как одной из важнейших качеств личности детей- инвалидов.
Объектом исследования являются психологические особенности детей — инвалидов.
Предмет исследования — особенности проявления самооценки у детей — инвалидов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что своеобразие социальной ситуации определяет особенности самооценки детей — инвалидов, которые могут затруднять процесс социализации.
Частная гипотеза состоит в том, что психологическая поддержка может являться фактором, оказывающим положительное влияние на развитие самооценки детей — инвалидов. Цель и гипотезы исследования обусловили постановку следующих задач:
- Провести теоретический анализ психологических исследований изучения личностных особенностей (самооценки, тревожности) и социализированности личности детей — инвалидов в зарубежной и отечественной психологии с целью выявления степени изученности проблемы, подходов к описанию особенностей социальной ситуации детей — инвалидов, а также выбора адекватных методов и методик исследования.
- Изучить и сравнить особенности личностных качеств (самооценки, тревожности) и социализированности личности детей — инвалидов.
- Выделить факторы, оказывающие влияние на развитие личностных качеств и социализированность личности детей — инвалидов.
- Разработать психокоррекционную программу по формированию навыков взаимодействия для воспитанников детского дома, и психолого-педагогические рекомендации по ее использованию.
Методологическая основа исследования. Методологией исследования являются общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин), концепция формирования личности Л.И. Божович, основные положения концепции самооценки А.В. Захаровой и тревожности А.М. Прихожан, исследования, посвященные обучению и воспитанию детей — инвалидов в работах Л.Б. Баряевой, Е.Л. Гончаровой, А.И. Мещерякова, А.Р. Маллера, М.С. Певзнера, В.Г. Петровой, И.А. Соколянского и др.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов: -теоретический анализ психологической литературы,
- включенное наблюдение,
- изучение индивидуальных карт развития подростков,
- методы математической статистики (корреляционный анализ по Пирсону и t-критерий Стьюдента).
Методики, применяемые в соответствии с целями и задачами исследования: Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), методика исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), опросник оценочной тревожности (Ч.Д.Спилбергера в адаптации В.Н. Карандашева), методика для изучения социализированности личности учащегося (по Рожкову Н.И.).
Выбор этих методик был обусловлен стремлением исследовать устойчивость и адекватность полученных результатов и был обусловлен доступностью их выполнения детьми.