Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в среде общеобразовательных школ г. Климовска. Общая численность выборки – 56 человека (в т.ч. – 28 детей — инвалидов, 28 условно здоровых подростка). Выборка была уравнена по полу и по возрасту (12-14 лет, 15-17 лет).
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2011-2012 годов и включало четыре этапа. На первом этапе во время практики (2011 гг.) проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определена база исследования, установлены контакты с администрацией учреждений, завершен подбор и обоснование психодиагностического материала, определены возрастные группы испытуемых и осуществлено знакомство с ними.
На втором этапе (2011-2012 гг.) проводилась диагностическая работа, изучались самооценка, тревожность выявлялась социализированность личности; описаны результаты исследования.
На третьем этапе (2012 г.) была проведена статистическая обработка результатов, качественный и количественный анализ полученных данных, описаны результаты и осуществлена их интерпретация.
На четвертом этапе (2012 г.) разработана психокоррекционная программа по формированию навыков взаимодействия для детей — инвалидов и психолого-педагогические рекомендации по ее использованию, были обобщены результаты исследования, сделаны выводы, оформлено содержание дипломной работы.
1.1 Результаты эмпирического изучения особенностей самооценки детей инвалидов
Изучение личностных качеств детей — инвалидов и условно здоровых подростков позволило выявить неоднозначную картину. В таблице 2.1 приведены результаты обработки анкет.
Как показывают полученные данные у детей инвалидов отмечается низкий уровень самооценки и высокий уровень тревожности.
Таблица 2.1
Результаты тестирования самооценки и тревожности у детей – инвалидов
№ п/п | Пол | Возраст | Реактивная тревожность | Личностная тревожность | Самооценочная тревожность | Самооценка |
1 | м | 12 | 47 | 54 | 48 | 42 |
2 | м | 12 | 48 | 47 | 45 | 43 |
3 | м | 14 | 52 | 49 | 52 | 37 |
4 | м | 14 | 50 | 50 | 49 | 43 |
5 | м | 14 | 49 | 54 | 57 | 45 |
6 | м | 15 | 49 | 53 | 55 | 39 |
7 | м | 15 | 57 | 58 | 62 | 41 |
8 | м | 15 | 50 | 53 | 54 | 40 |
9 | м | 16 | 59 | 58 | 73 | 42 |
10 | м | 16 | 49 | 46 | 52 | 46 |
11 | м | 16 | 44 | 52 | 51 | 44 |
12 | м | 17 | 47 | 52 | 53 | 38 |
13 | м | 17 | 52 | 52 | 50 | 42 |
14 | м | 17 | 52 | 51 | 63 | 40 |
15 | д | 12 | 48 | 57 | 54 | 41 |
16 | д | 12 | 55 | 54 | 58 | 37 |
17 | д | 14 | 50 | 56 | 57 | 41 |
18 | д | 14 | 50 | 54 | 58 | 36 |
19 | д | 14 | 55 | 55 | 53 | 44 |
20 | д | 15 | 48 | 58 | 59 | 40 |
21 | д | 15 | 47 | 52 | 61 | 39 |
22 | д | 15 | 48 | 54 | 62 | 47 |
23 | д | 16 | 46 | 58 | 58 | 41 |
24 | д | 16 | 47 | 55 | 60 | 41 |
25 | д | 16 | 51 | 62 | 57 | 44 |
26 | д | 17 | 52 | 49 | 61 | 46 |
27 | д | 17 | 49 | 55 | 61 | 37 |
28 | д | 17 | 52 | 54 | 62 | 42 |
Среднее | 50,1 | 53,6 | 56,6 | 41,3 | ||
Интерпретация | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень | Низкий уровень |