Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в среде общеобразовательных школ г. Климовска. Общая численность выборки – 56 человека (в т.ч. – 28 детей — инвалидов, 28 условно здоровых подростка). Выборка была уравнена по полу и по возрасту (12-14 лет, 15-17 лет).

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2011-2012 годов и включало четыре этапа. На первом этапе во время практики (2011 гг.) проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определена база исследования, установлены контакты с администрацией учреждений, завершен подбор и обоснование психодиагностического материала, определены возрастные группы испытуемых и осуществлено знакомство с ними.

На втором этапе (2011-2012 гг.) проводилась диагностическая работа, изучались самооценка, тревожность выявлялась социализированность личности; описаны результаты исследования.

На третьем этапе (2012 г.) была проведена статистическая обработка результатов, качественный и количественный анализ полученных данных, описаны результаты и осуществлена их интерпретация.

На четвертом этапе (2012 г.) разработана психокоррекционная программа по формированию навыков взаимодействия для детей — инвалидов и психолого-педагогические рекомендации по ее использованию, были обобщены результаты исследования, сделаны выводы, оформлено содержание дипломной работы.

1.1        Результаты эмпирического изучения особенностей самооценки детей  инвалидов

Изучение личностных качеств детей — инвалидов и условно здоровых подростков позволило выявить неоднозначную картину. В таблице 2.1 приведены результаты обработки анкет.

Как показывают полученные данные у детей инвалидов отмечается низкий уровень самооценки и высокий уровень тревожности.

 

 

 

Таблица 2.1

Результаты тестирования самооценки и тревожности у детей – инвалидов

№ п/п Пол Возраст Реактивная тревожность Личностная тревожность Самооценочная тревожность Самооценка
1 м 12 47 54 48 42
2 м 12 48 47 45 43
3 м 14 52 49 52 37
4 м 14 50 50 49 43
5 м 14 49 54 57 45
6 м 15 49 53 55 39
7 м 15 57 58 62 41
8 м 15 50 53 54 40
9 м 16 59 58 73 42
10 м 16 49 46 52 46
11 м 16 44 52 51 44
12 м 17 47 52 53 38
13 м 17 52 52 50 42
14 м 17 52 51 63 40
15 д 12 48 57 54 41
16 д 12 55 54 58 37
17 д 14 50 56 57 41
18 д 14 50 54 58 36
19 д 14 55 55 53 44
20 д 15 48 58 59 40
21 д 15 47 52 61 39
22 д 15 48 54 62 47
23 д 16 46 58 58 41
24 д 16 47 55 60 41
25 д 16 51 62 57 44
26 д 17 52 49 61 46
27 д 17 49 55 61 37
28 д 17 52 54 62 42
Среднее 50,1 53,6 56,6 41,3
Интерпретация     Высокий уровень Высокий уровень Высокий уровень Низкий уровень
Самооценка детей — инвалидов — страница 36-37