Самооценка условно-здоровых детей высокая при низком уровне реактивной и умеренном – личностной тревожности. Самооценочная тревожность средняя.
Сравним показатели самооценки и тревожности детей инвалидов и условно-здоровых детей (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Сравнение уровней самооценки и тревожности детей инвалидов и условно-здоровых детей
На основании полученных эмпирических данных мы можем подтвердить основную гипотезу – самооценка детей инвалидов является более низкой, чем у их здоровых сверстников а самым важным фактором формирования самооценки а также индикатором ее уровня является тревожность, которая тем выше, чем ниже самооценка. Дополнительным индикатором является самооценочная тревожность, которая выше у детей-инвалидов. Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками.
Рассмотрим факторы самооценки в сравнении подробнее. Можно выделить два фактора, по которым отклонения минимальны – это ум, способности и характер. По фактору «ум, способности» дети-инвалиды имеют самооценку наравне с более здоровыми сверстниками. По фактору характер даже более высокую, чем у здоровых одноклассников.
По остальным позициям, как это и ожидалось, самооценка является заниженной. Однако если по показателю здоровье она может отражать субъективную уверенность в относительно неблагополучном по отношению к сверстникам здоровье, то по остальным факторам самооценка может быть заниженной ввиду высокого уровня тревожности подростка относительно своего позиционирования в коллективе со здоровыми сверстниками. По этим факторам следует проводить психокоррекционную работу.
Рис. 2.2. Анализ факторов формирования самооценки
Проведем статистический анализ показателей самооценки подростков по t-критерию Стьюдента.
«P(T <= t) двустороннее» дает вероятность наблюдения значения t-статистики, по абсолютному значению большего, чем t. «P критическое двустороннее» выдает пороговое значение, так что значение вероятности наблюдения значения t- статистики, по абсолютному значению большего, чем «P критическое двустороннее», равно «Альфа=0,05».