Поскольку как односторонний так и двухсторонний тест показывает, что полученные значения P(T<=t)<0.05 то можно сделать содержательный вывод о том, что обнаружена статистически достоверная (значимая) связь между изучаемыми переменными (положительная или отрицательная – в зависимости от знака корреляции).
Кроме того, t-статистики (t-критерий Стьюдента) меньше критического значения, то можно принять нулевую гипотезу о взаимосвязи данных совокупностей. Это также говорит о том, что на уровне значимости 5% получено доказательство о взаимозависимости полученных результатов.
Проведем группировку полученных данных по разным критериям и сравнив полученные результаты, сделаем выводы.
Таблица 2.5
Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями
Наименование показателя | Самооценка детей-инвалидов | Самооценка здоровых детей |
Среднее | 41,35714 | 65,12245 |
Дисперсия | 8,534392 | 27,90433 |
Наблюдения | 28 | 28 |
Объединенная дисперсия | 18,21936 | |
df | 54 | |
t-статистика | -20,83247 | |
P(T<=t) одностороннее | 8,8E-28 | |
t критическое одностороннее | 1,673565 | |
P(T<=t) двухстороннее | 1,76E-27 | |
t критическое двухстороннее | 2,004879 |
Абсолютное значение t-статистики 20,83 > t критического одностороннего (1,67) и t критического двухстороннего (2,01). Это позволяет сделать вывод, что на уровне значимости 5% можно конституировать отсутствие взяимосвязи показателей самооценки детей-инвалидов и условно-здоровых детей.
Рассмотрев различия проявления самооценки, тревожности у детей — инвалидов и здоровых подростков, мы выявили статистически значимые различия в уровне самооценки и тревожности, эти различия выявлены по всей выборке испытуемых. Для более подробного анализа различий самооценки, мы сравнивали группы детей-инвалидов по полу и возрасту 12-14 и 15-17 лет (исходя из периодизации психического развития Д.Б. Эльконина). Результаты представлены в таблице 2.6 и 2.7.
Таблица 2.6
Сравнение самооценки детей- инвалидов и здоровых детей: мальчиков и девочек
Наименование показателя | Дети-инвалиды | Здоровые дети | ||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
Среднее | 41,57 | 41,14 | 63,16 | 67,08 |
Дисперсия | 6,73 | 10,90 | 33,80 | 15,89 |
Наблюдения | 14 | 14 | 14 | 14 |
df | 25 | 23 | ||
t-статистика | 0,382 | -1,080 | ||
P(T<=t) одностороннее | 0,353 | 0,024 | ||
t критическое одностороннее | 1,708 | 1,714 | ||
P(T<=t) двухстороннее | 0,706 | 0,049 | ||
t критическое двухстороннее | 2,060 | 2,069 |
Рис. 2.3. Сравнение самооценки детей- инвалидов мальчиков и девочек
Сравнение самооценки детей- инвалидов мальчиков и девочек не выявило существенного различия самооценки мальчиков и девочек у детей инвалидов. Самооценка девочек у здоровых детей несущественно выше у девочек.