Поскольку как односторонний так и двухсторонний тест показывает, что полученные значения P(T<=t)<0.05 то можно сделать содержательный вывод о том, что обнаружена статистически достоверная (значимая) связь между изучаемыми переменными (положительная или отрицательная – в зависимости от знака корреляции).

Кроме того, t-статистики (t-критерий Стьюдента) меньше критического значения, то можно принять нулевую гипотезу о взаимосвязи данных совокупностей. Это также говорит о том, что на уровне значимости 5% получено доказательство о взаимозависимости полученных результатов.

Проведем группировку полученных данных по разным критериям и сравнив полученные результаты, сделаем выводы.

Таблица 2.5

Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями

 Наименование показателя Самооценка детей-инвалидов Самооценка здоровых детей
Среднее 41,35714 65,12245
Дисперсия 8,534392 27,90433
Наблюдения 28 28
Объединенная дисперсия 18,21936
df 54
t-статистика -20,83247
P(T<=t) одностороннее 8,8E-28
t критическое одностороннее 1,673565
P(T<=t) двухстороннее 1,76E-27
t критическое двухстороннее 2,004879

 

Абсолютное значение t-статистики 20,83 > t критического одностороннего (1,67) и t критического двухстороннего (2,01). Это позволяет сделать вывод, что на уровне значимости 5% можно конституировать отсутствие взяимосвязи показателей самооценки детей-инвалидов и условно-здоровых детей.

Рассмотрев различия проявления самооценки, тревожности у детей — инвалидов и здоровых подростков, мы выявили статистически значимые различия в уровне самооценки и тревожности, эти различия выявлены по всей выборке испытуемых. Для более подробного анализа различий самооценки, мы сравнивали группы детей-инвалидов по полу и возрасту 12-14 и 15-17 лет (исходя из периодизации психического развития Д.Б. Эльконина). Результаты представлены в таблице 2.6 и 2.7.

Таблица 2.6

Сравнение самооценки детей- инвалидов и здоровых детей: мальчиков и девочек

Наименование показателя Дети-инвалиды Здоровые дети
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Среднее 41,57 41,14 63,16 67,08
Дисперсия 6,73 10,90 33,80 15,89
Наблюдения 14 14 14 14
df 25 23
t-статистика 0,382 -1,080
P(T<=t) одностороннее 0,353 0,024
t критическое одностороннее 1,708 1,714
P(T<=t) двухстороннее 0,706 0,049
t критическое двухстороннее 2,060 2,069

Рис. 2.3. Сравнение самооценки детей- инвалидов мальчиков и девочек

Сравнение самооценки детей- инвалидов мальчиков и девочек не выявило существенного различия самооценки мальчиков и девочек у детей инвалидов. Самооценка девочек у здоровых детей несущественно выше у девочек.

 

 

Самооценка детей — инвалидов — страница 42-43