В процессе реализации технологического компонента могут быть задействованы, во-первых, конкретные методы по выявлению уровня развития когнитивного, эмоционального компонентов и степени реалистичности самооценки; во-вторых, различные развивающие методы (игровые и проективные, тренинги. Использование каждого конкретного развивающего метода зависит, прежде всего, от возраста учащихся.
Так, в младшем школьном возрасте основными методами развития самооценки были игровые и проективные («репетиции поведения») методы, в подростковом и юношеском возрасте — тренинги. Широкое использование в работе по развитию самооценки подростков-инвалидовтакого метода, как тренинг, обусловливается его сущностными характеристиками: «преднамеренные изменения», «субъект-субъектный» характер, наличие ответственности за происходящее на тренинге как сопровождающего, так и сопровождаемых.
Могут быть использованы два направления групповой психологической работы с применением тренинга, один из которых связан с обучением (приобретением знаний, умений, способов поведения) подростков-инвалидов, другой — с созданием условий для интенсификации накопления опыта познания себя и других, с реализацией накопленных знаний, умений и способов поведения в различных ситуациях.
В целях коррекции самооценки можно применять психотерапевтические методы, основанные на использовании литературных текстов. Использование в работе с ними художественных произведений позволяет, наряду с решением основной психокоррекционной задачи, в качестве которой в данном случае выступает коррекция самооценки, осуществлять коррекцию познавательной деятельности, что происходит прежде всего за счет преодоления разрыва между чувственным и логическим. Применение в целях коррекции самооценки подростков-инвалидов психотерапевтических методов, основанных на использовании литературных текстов, т. е. методов арттерапии, обусловлено наличием широкого спектра их коррекционного воздействия, которое проявляется, во-первых, в возникновении у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения.
Символическое выражение различных функций предмета и явления позволяет увидеть его в новом ракурсе, в иных отношениях с миром, установить его новое значение и продвинуться в направлении положительного разрешения конфликтной ситуации»[1]. Во-вторых, — в развитии системы побуждений.
В работе подростками-инвалидами в качестве основного вида арттерапии рекомендуется использование имаготерапии, в ходе которой субъект сопровождения привлекался к чтению по ролям (или драматизации) определенного (литературного или специально разработанного) сюжета. Назначение такого сюжета заключается в осуществлении реконструкции поведенческой реакции. Использование имаготерапии, основанной на театрализации психотерапевтического процесса, позволяет формировать у подростков-инвалидов способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, выполнять роль, соответствующую течению событий, принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я», нормализовать самооценку. Кроме того, использование данного вида арттерапии способствует развитию вербальных и невербальных средств общения, волевых качеств и способности к саморегуляции, что весьма важно для школьников подросткового возраста, имеющих проблемы со здоровьем.
[1] Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. С.178–179.