1.1        Предложения по формированию психокоррекционной программы по повышению самооценки для детей – инвалидов

В соответствии с принципами, положенными в основу формирования психокоррекционной программы по повышению самооценки для детей – инвалидов, ее содержательный компонент включает три блока:

  • диагностический блок представляет собой программу изучения уровня развития когнитивного и эмоционального компонентов самооценки и степени ее реалистичности;
  • развивающий блок включает такие направления работы, которые, обеспечивая прежде всего развитие когнитивного и эмоционального компонентов и реалистичности самооценки, способствуют также обогащению чувственного опыта, развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, личностному развитию подростков-инвалидов;
  • содержание психокоррекционного блока направлено на коррекцию самооценки субъектов психологического сопровождения, а также способствует коррекции вторичных отклонений развития, имеющих место у подростков-инвалидов.

Каждый блок содержательного компонента модели психологического сопровождения развития самооценки подростков-инвалидов предусматривает определенное психологическое обеспечение, которое реализуется в консультативно-профилактических мероприятиях, осуществляемых по отношению к учителям, воспитателям и родителям подростков-инвалидов. Основная цель психологического обеспечения реализации содержательного компонента модели психологического сопровождения развития самооценки подростков-инвалидов —повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах развития самооценки и ее коррекции. Задачей психолога при этом является вооружение педагогов и родителей знаниями, умениями, позволяющими развивать и корректировать самооценку подростков-инвалидов. Задача же педагогов и родителей состоит в четком и своевременном применении полученных знаний в процессе комплексной работы по развитию и коррекции самооценки субъектов сопровождения. Именно при участии педагогов и ближайшего окружения школьников положительные изменения в развитии компонентов и степени реалистичности подростков-инвалидов, полученные на занятиях с психологом, закрепляются, переносятся в реальную жизнь.

В ходе реализации психологического обеспечения программы повышения самооценки подростков-инвалидов осуществляется работа в следующих направлениях[1]:

  • расширение знаний о причинах формирования заниженной, завышенной самооценки у подростков-инвалидов;
  • углубление знаний об особенностях формирования самооценки у школьников с различным характером и глубиной нарушений здоровья, находящихся на различных этапах возрастного развития;
  • обучение приемам, способствующим развитию когнитивного, эмоционального компонентов и степени реалистичности самооценки;
  • обучение технологиям, способствующим развитию эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности ребенка, межличностных отношений подростков-инвалидов;
  • вооружение знаниями, обеспечивающими профилактику формирования завышенной и заниженной самооценки школьников, находящихся в условиях зрительной депривации. (Перечень основных тем занятий, направленных на оптимизацию формирования реалистичной самооценки подростков-инвалидов, представлен в приложении).

Технологический компонент модели психологического сопровождения включает в себя различные методы работы, направленные на диагностику уровня развития когнитивного, эмоционального компонентов самооценки и степени ее реалистичности у подростков-инвалидов, находящихся на различных этапах онтогенеза, с одной стороны, и на развитие и коррекцию самооценки подростков-инвалидов — с другой.

[1] Психология в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Речь; Институт тренинга, 2004. С. 154.

Самооценка детей — инвалидов — страница 56-57