В основу разработки модели психологического сопровождения развития самооценки подростков инвалидов может быть положены принципы формирования самооценки[1]:

Принцип создания ситуации успеха. Реализация данного принципа в контексте разработки модели психологического сопровождения развития самооценки подростков-инвалидов предполагает в качестве обязательного условия такую организацию деятельности в указанном направлении, которая бы обеспечивала субъекту сопровождения ситуацию успеха. При этом особое значение приобретает учет личностных достижений ребенка.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения. Необходимость реализации данного принципа в процессе развития самооценки школьников со зрительной недостаточностью вытекает из признания того факта, что ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л. С. Выготский, Л. А. Венгер и др.). Становление его самооценки осуществляется прежде всего в системе отношений с близкими ему людьми (Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская). Очевидно, что в данном контексте эффективность работы в указанном направлении будет во многом определяться включением в нее всех участников образовательного процесса: с одной стороны, педагогов и родителей подростков-инвалидов, с другой стороны, здоровых сверстников.

Принцип ориентации на ведущий вид деятельности. Реализация данного принципа при разработке модели психологического сопровождения развития самооценки подростков-инвалидов требует учитывать вывод о наличии ведущего вида деятельности. Под ведущей деятельностью понимается, по определению А. Н. Леонтьева, не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данной ступени развития, а деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности. Применительно к подросткам-инвалидам реализация данного принципа предполагает также учет наличия у них темповой задержки развития ведущего вида деятельности (А. Г. Литвак, Д. М. Маллаев, Л. И. Солнцева). С определенных таким образом позиций возможно определить те виды деятельности, на основе которых наиболее эффективно осуществляется работа по развитию самооценки подросткам-инвалидам на каждом возрастном этапе развития. Так, в младшем школьном возрасте наряду с учебной деятельностью в работе по формированию самооценки целесообразно использовать игровую деятельность, в подростковом — наряду с коммуникативной деятельностью — познавательную, в юношеском — наряду с ценностно-ориентационной — коммуникативную.

[1] Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. / Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Академия, 2003. С. 89-95.

Самооценка детей — инвалидов — страница 54-55