В качестве основных постулатов современной теории комплексного сопровождения детей выступают: «необходимость системного, междисциплинарного сопровождения; его непрерывный характер; опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка; взаимодействие вместо воздействия». На основе общих постулатов в настоящее время разработаны основные признаки системы комплексного сопровождения развития ребенка. К ним, по мнению Е. И. Казаковой, относятся:
- «общее понимание сопровождения как особого вида помощи человеку в поиске путей разрешения актуальных противоречий личностного развития;
- обоснование необходимости комплексного подхода, обеспеченного командной работой различных специалистов: психологов, педагогов, коррекционных педагогов, социальных педагогов, медицинских работников и т. д.;
- общность использования фундаментального метода сопровождения в единстве диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и первичной помощи в реализации плана;
- понимание необходимости работы в тесной связи с практической деятельностью образовательных учреждений;
- базовые элементы сети: деятельность классных руководителей, учрежденческих служб сопровождения, территориальных разнопрофильных ППМС-центров, координационных и методических служб»[1].
Сущностной характеристикой сопровождения, по мнению авторов научных исследований, является обучение выбору, создание ориентированного поля развития, укрепление «внутреннего Я» (целостности) человека. Проявление сущностной характеристики данного метода обеспечивается реализацией четырех взаимосвязанных функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о существе проблемы и путях ее реализации, консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения. Метод сопровождения, благодаря своим динамическим характеристикам (использование метода при наличии актуальной личностной проблемы у ребенка, ограничение времени действия метода сопровождения временем решения проблемы, зависимость интенсивности сопровождения от степени решения проблемы) наряду с решением проблемы, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода, усиление самостоятельности субъекта в принятии решения. За счет реализации перечисленных функций использование метода сопровождения позволяет решить реальную личностную проблему. Кроме того, именно метод сопровождения позволяет в полной мере обеспечить не просто «снятие» проблемы, но и развитие и саморазвитие ребенка, так как создает ориентированное поле развития и условия для выбора, что, в свою очередь, формирует необходимые предпосылки для принятия субъектом оптимальных решений в различных сложных ситуациях выбора[2]. Последнее приобретает особую актуальность, когда речь идет о процессе развития самооценки, так как в жизненных ситуациях, характеризующихся огромным многообразием и динамичностью, человек должен быть уверен в своих силах, адекватно реагировать на замечания в свой адрес, быстро исправлять ошибки, принимать оптимальные решения, в полной мере отвечающие потребностям конкретной ситуации. Возможность варьирования характера сопровождения в зависимости от типа, вида психологического взаимодействия, обусловленная динамическими характеристиками метода, позволяет широко использовать его в рамках индивидуальной и групповой работы.
[1] Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб: СПбГУПМ, 1998. С. 4–5.
[2] Богословский В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методические характеристики: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 79–80.