Глава 1 Психолого-педагогические рекомендации по работе психолога с детьми — инвалидами
1.1 Особенности деятельности психолога с детьми-инвалидами
Анализируя опыт работы с подростками–инвалидами, исследователи выделяют три наиболее типичные группы вопросов[1]:
- Вопросы взаимоотношений: поиск друга, партнера, спутника жизни, получение признания у значимых людей, преодоление страхов и барьеров во взаимоотношениях с разными людьми, формирование навыков общения, преодоление конфликтов, улучшение взаимоотношений с родителями, друзьями, педагогами и другими значимыми людьми, преодоление переживаний, связанных с отсутствием понимания и поддержки или, наоборот, гиперопекой и ограничениями автономии и самостоятельности.
- Вопросы, связанные с жизненной перспективой: обучение, способы деятельности и жизнедеятельности, выбор профессии, планирование жизненного и профессионального пути, преодоление трудностей обучения, развитие познавательных функций, выработка индивидуальной стратегии, способов и стиля деятельности, поиск вариантов и путей реализации социальной и профессиональной.
- Вопросы самопознания, самоотношения, саморегуляции, самореализации: преодоление чувства неполноценности, неконструктивного (разрушительного) отношения к дефекту, повышение уверенности к в себе, признание себя, выработка навыков саморегуляции, преодоление обиды, тревоги, чувства вины, одиночества, страха смерти, создание внутреннего комфорта, поиск смысла и ценности собственного существования.
Любая помощь человеку с дефектом должна опираться на компенсаторные возможности – именно они выступают на первый план в развитии как его движущие силы.
Противоречивость, нестойкость самооценки у подростков очень характерна для подростков-инвалидов. Варианты нормы в самооценке: подростки с тенденцией к сильному занижению самооценки имеют ограничения в деятельности и малоинтенсивное общение. В целом можно отметить, что вообще «крайняя» самооценка (либо самая высокая, либо самая низкая) у подростков не является само по себе положительным явлением. У них возможна повышенная тревожность, эгоцентризм, страх перед социумом, неумение находить выходы из сложных ситуаций. Низкая самооценка подростков-инвалидов, как правило, связана с депрессивными тенденциями развития болезни.
Болезнь несет в себе риск утрированной рефлексии, проблемной социализации, трудностей контактов, семейных конфликтов. Поэтому для подростка инвалида проблема адекватного психологического сопровождения как никогда актуальна.
В современной научной литературе проблема комплексного сопровождения развития ребенка в настоящее время занимает одно из приоритетных мест. Е. И. Казакова утверждает: «Много лет назад в исследованиях крупных деятелей российской педагогики и психологии был заложен фундамент современной теории комплексного сопровождения детей»[2]. Полисемантическое понятие «сопровождение» в настоящее время используется для обозначения службы, оказывающей психолого-педагогическую помощь учащимся с целью разрешения реальной личностной проблемы. «Использование термина «сопровождение» продиктовано необходимостью дополнительного выделения самостоятельности субъекта в принятии решения. Термин «сопровождение», то же самое, — «помощь», может быть раскрыт через «обеспечение условий для принятия субъектом решения»; однако лексически — это более жесткая форма, которая подчеркивает приоритет личности «обеспечиваемого»[3]. Понимание сопровождения как метода, обеспечивающего «создание условий для принятия сопровождаемым оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора», обусловливает выделение в качестве сущностной его характеристики взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение реальной личностной проблемы[4].
[1] Психологическое консультирование подростков-инвалидов // Авторы-составители: И. В. Кузнецова, О. В. Большакова, О. Н. Посысоев, Е. В. Круглова, А. Г. Красильников, С. В. Филина, М. А. Беломытцева. — Ярославль. 1996.
[2] Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб: СПбГУПМ, 1998. С. 4.
[3] Богословский В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методические характеристики: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 5.
[4] Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб: СПбГУПМ, 1998. С. 80.