Что касается условно-здоровых подростков, то следует отметить, что они показывают средний уровень социализации при высокой самооценке. Только автономность на высоком уровне. Отсутствие стремления к высокому уровню социальной адаптации можно объяснить высокой (с близкой к завышенной самооценке), которая действует самоуспокаиваеще и не стимулирует рост навыков социальной адаптации в обществе.

Подростки с высоким уровнем самооценки в коллективе проявляются как заносчивые, амбициозные, вздорные ребята, поэтому они представляют собой дополнительную трудность для детей-инвалидов, так как повышают их тревожность и завышают самооценку.

Школьные психологи также фиксируют рост школьной дезадаптации детей-инвалидов, который связан с дистанцированием школы от социальных, педагогических, психологических проблем детей-инвалидов: поздним выявлением их заниженной самооценки, высокой тревожности и низкого уровня социальной адаптации.

Выводы по второй главе.

Проведенное исследование подтвердило исходное предположение о наличии целого ряда психологических особенностей подростков-инвалидов обусловленных спецификой социальной ситуации развития их здоровья:

Дети — инвалиды имеют более низкий уровень самооценки и более низкий уровень адекватности самооценки чем более здоровые сверстники.

Дети — инвалиды имеют средний или чаще низкий уровень социальной адаптированности.

Уровень самооценки у подростков-инвалидов, связан с уровнем тревожности (положительная связь).

Время пребывания в школе для подростков-инвалидов является детерминантом психологических особенностей детей — инвалидов: наблюдается отрицательная тенденция: следует констатировать, что в условиях большинства учебных заведений, в которых учатся дети-инвалиды не очень высокий уровень психолого-педагогической поддержки, так как с отмечается весьма высокий уровень тревожности, низкий уровень самооценки.

На основании результатов изучения тревожности можно утверждать, что:

  • у детей — инвалидов низкий уровень самооценки;
  • у большинства детей — инвалидов отмечен высокий уровень тревожности;
  • у девочек и мальчиков – инвалидов существенные отличия самооценки не выявлены, что показывает, что самооценка занижается по объективным причинам (низкие показатели здоровья) отраженные в соответствующих установках личности;
  • у детей — инвалидов средний и низкий уровень социальной адаптированности.

В целом результаты проведенной работы позволили продемонстрировать, как выраженное своеобразие социальной ситуации развития подростков инвалидов влияет на формирование психологических особенностей. Главным фактором снижения самооценки следует признать тревожность. Высокий уровень тревожности подростков-инвалидов обусловлен страхами по поводу адекватной возможности общаться на равных со здоровыми сверстниками.

 

 

Самооценка детей — инвалидов — страница 48-49