Что касается условно-здоровых подростков, то следует отметить, что они показывают средний уровень социализации при высокой самооценке. Только автономность на высоком уровне. Отсутствие стремления к высокому уровню социальной адаптации можно объяснить высокой (с близкой к завышенной самооценке), которая действует самоуспокаиваеще и не стимулирует рост навыков социальной адаптации в обществе.
Подростки с высоким уровнем самооценки в коллективе проявляются как заносчивые, амбициозные, вздорные ребята, поэтому они представляют собой дополнительную трудность для детей-инвалидов, так как повышают их тревожность и завышают самооценку.
Школьные психологи также фиксируют рост школьной дезадаптации детей-инвалидов, который связан с дистанцированием школы от социальных, педагогических, психологических проблем детей-инвалидов: поздним выявлением их заниженной самооценки, высокой тревожности и низкого уровня социальной адаптации.
Выводы по второй главе.
Проведенное исследование подтвердило исходное предположение о наличии целого ряда психологических особенностей подростков-инвалидов обусловленных спецификой социальной ситуации развития их здоровья:
Дети — инвалиды имеют более низкий уровень самооценки и более низкий уровень адекватности самооценки чем более здоровые сверстники.
Дети — инвалиды имеют средний или чаще низкий уровень социальной адаптированности.
Уровень самооценки у подростков-инвалидов, связан с уровнем тревожности (положительная связь).
Время пребывания в школе для подростков-инвалидов является детерминантом психологических особенностей детей — инвалидов: наблюдается отрицательная тенденция: следует констатировать, что в условиях большинства учебных заведений, в которых учатся дети-инвалиды не очень высокий уровень психолого-педагогической поддержки, так как с отмечается весьма высокий уровень тревожности, низкий уровень самооценки.
На основании результатов изучения тревожности можно утверждать, что:
- у детей — инвалидов низкий уровень самооценки;
- у большинства детей — инвалидов отмечен высокий уровень тревожности;
- у девочек и мальчиков – инвалидов существенные отличия самооценки не выявлены, что показывает, что самооценка занижается по объективным причинам (низкие показатели здоровья) отраженные в соответствующих установках личности;
- у детей — инвалидов средний и низкий уровень социальной адаптированности.
В целом результаты проведенной работы позволили продемонстрировать, как выраженное своеобразие социальной ситуации развития подростков инвалидов влияет на формирование психологических особенностей. Главным фактором снижения самооценки следует признать тревожность. Высокий уровень тревожности подростков-инвалидов обусловлен страхами по поводу адекватной возможности общаться на равных со здоровыми сверстниками.