Рис. 2.6. Уровень социальной активности
Уровень приверженности гуманистическим нормам показывает несколько лучшее распределение. 57% общих результатов показывают средний уровень, остальные высокий. Низкого уровня нет. У девочек уровень приверженности гуманистическим нормам выше чем у мальчиков.
Рис. 2.7. Уровень приверженности гуманистическим нормам
Таблица 2.8
Сравнение уровней социальной адаптированности детей-инвалидов и здоровых детей
Наименование показателя | Дети-инвалиды | Здоровые дети | ||
Показатель | Интерпретация | Показатель | Интерпретация | |
Социальная адаптированность | 2,0 | низкий | 3,0 | средний |
Автономность | 1,8 | низкий | 3,1 | высокий |
Социальная активность | 2,0 | низкий | 3,0 | средний |
Приверженность гуманистическим нормам | 2,9 | средний | 2,9 | средний |
Соответственно анализ данных в равнении уровней социальной адаптированности детей-инвалидов и здоровых детей показывает значительно более высокий уровень социальной адапрированности здоровых детей.
Чем ниже социальная адаптированность, тем выше тревожность, самооценочная тревожность и самооценка. Рассмотрев взаимосвязь самооценки и уровня социализации, полученные данные, видимо, можно объяснить следующим образом.
Подростки инвалиды с низкой самооценкой не уверены в себе и в том, что займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений в обществе, поэтому уделяют мало внимания тренировке навыков социальной адаптации в обществе, считая что общество отвергает их.
Таким образом, уровень самооценки подростков инвалидов существенно влияет на их социализацию. У испытуемых с низкой самооценкой в обеих возрастных группах показатели уровня социализации ниже на статистически значимом уровне, чем у испытуемых с высокой самооценкой.