Приложение Е
Занятия, направленные на развитие эмоционального компонента самооценки
Цель занятий: развитие эмоционального компонента самооценки подростков-инвалидов как за счет приобретения знаний, умений, способов поведения, так и за счет создания условий интенсификации накопления опыта познания себя, реализации накопленных знаний, умений, способов поведения в различных ситуациях.
В ходе занятий решаются следующие задачи:
- развитие позитивного отношения к себе;
- развитие учения увидеть в себе позитивное;
- развитие умения осознавать сильные и слабые стороны своей личности, возможности и желания;
- развитие умения понимать себя;
- развитие способности осознавать, какие особенности личности помогают, а какие мешают взаимодействию с окружающими и реализации поставленных целей.
Содержание цикла занятий включает пять основных тем. Работа по каждой теме происходит в течение двух дней. В рамках работы над темой в первый день подростки учатся понимать себя, видят сильные и слабые стороны своей личности, осознают особенности личности, которые помогают в реализации поставленной цели, во второй день — развивают навык использования приобретенных знаний, умений, способов поведения в различных (новых, нестандартных) ситуациях.
Содержание работы по дням:
Первый день: «Какие свои личностные особенности ты бы отнес к достоинствам, а какие к недостаткам?»
Второй день: «Дает ли уничижительная установка типа «Я плохой» определенные преимущества?»
Третий день: «Какие твои черты вызывают у тебя одобрение? Какие твои черты вызывают у тебя негодование, не нравятся тебе?»
Четвертый день: «Какие особенности твоей личности помогают, а какие мешают при взаимодействии с окружающими тебя людьми и в реализации поставленной цели?»
Пятый день: «Какие особенности твоей личности оказываются социально желательными, а какие в основном порицаются?»
Шестой день: «Какие особенности твоей личности оказываются социально желательными, т. е. одобряются окружающими, а какие в основном порицаются?»
Седьмой день: «Какие особенности твоей личности помогают, а какие мешают при взаимодействии с окружающими тебя людьми и в реализации поставленной цели?»
Восьмой день: «Какие твои черты вызывают у тебя одобрение? Какие твои черты вызывают у тебя негодование, не нравятся тебе?»
Девятый день: «Дает ли уничижительная установка типа «Я плохой» определенные преимущества?»
Десятый день: «Какие свои личностные особенности ты бы отнес к достоинствам, а какие к недостаткам?»