Глава 1               Теоретическо-методологические аспекты исследования личности детей- воспитанников детского дома

1.1        Проблема изучения личности детей в психологии

Личностные особенности как детерминанты, обусловливающие успешность деятельности, рассматриваются в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова и других ученых-психологов.

Б.Ф. Ломов ставил среди основных задач психологической науки выявление объективных оснований интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. С другой стороны он говорит о личности, как о системе, обосновывая системный подход к личности и ее особенностям-как наиболее раскрывающий ее многогранную структуру[1].

Личностные особенности А.Л. Венгер описывает, как устойчивые психологические образования, мало меняющиеся со временем. Одни из них представляют собой склонность к возникновению определенных состояний, другие — относятся к: регуляции этих состояний, третьи — определяют регуляцию деятельности. Психологическое здоровье предполагает наличие основных возрастных личностных образований в определенные периоды развития. Наличие трудностей в их формировании указывают на определенные нарушения[2].

Многие исследователи (А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, И.С. Кон, A.M. Прихожан, Л.Б. Шнейдер, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Д.И. Фельдштейн) подчеркивают сложность и неоднозначность подросткового периода развития для личности. Особенностями подросткового периода является критичность его протекания, ориентация на групповое взаимодействие, становление чувства взрослости и формирующееся самосознание. «Ядерным» компонентом самосознания является отношение подростка к себе и изменение взаимоотношений с другими.

Проблема личностных особенностей связана с определением понятия личности. Известный психолог Г.Оллпорт (1893–1967) в своем обзоре насчитал более пятидесяти определений, которые он разбил на несколько категорий. Он различал биосоциальные и биофизические дефиниции личности, подчеркивающие роль органической стороны человека, определения-омнибусы, указывающие на все существенные стороны индивида, интегрирующие (интегральные) дефиниции, подчеркивающие организационную функцию личности, то есть то, что упорядочивает и согласует различные виды индивидуального поведения, регулятивистские определения, абсолютизирующие функцию регуляции индивидуального поведения, «сущностные» или субстанциалистские определения, характеризующие личность как сущность или субстанцию человека и т.д[3].

Обобщая разные интерпретации личности, Г.Оллпорт констатирует, что личность есть нечто объективное или объективная реальность, которая лежит за поступками и делами индивида. Уточняя свое понимание, он приходит к выводу, что это объективное «нечто» представляет собой психофизическую систему. «Личность — это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление».[4] Такое понимание не позволяет различать понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Большинство исследователей указывает на ведущую роль в формировании личностных особенностей самосознания, Я-концепции и чувства идентичности. С подросткового возраста и до окончания школы у детей преобладает групповой уровень идентичности, когда реальность поступка оценивается в зависимости от мнения референтной группы.

[1] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

[2] Венгер А.Л.      Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994. №4

[3] Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56.

[4] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997. С. 273

Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 5-6