Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция — понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серъезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие: «Я-концепция — это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем»[1].
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний беспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.
Отечественная психология исходит из того, что личность — это конкретный человек, представитель определенной общности (например, ближайшего социума — семьи, друзей, школьного класса), осознающий себя в окружающем мире, занимающийся социально-значимой (учебной, профессиональной и др.) деятельностью и наделенный определенными индивидуальными психологическими особенностями. По сути это индивид, который в качестве объекта развивается в системе социального взаимодействия и сознательной деятельности. Это объясняется его включенностью в общественные отношения, в результате чего он представляет собой определенное системное качество. А с этих позиций под личностью также можно понимать определенное качество конкретного человека (индивида), отражающее его отношение к окружающему миру и определяющее характер и направленность его деятельности.
В характеристике личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества или конкретной социальной группы человек не может стать личностью — у него просто не сформируется человеческий облик. В свою очередь, нахождение человека в сфере различных отношений (производства и потребления, идеологических, религиозных и т.д.) во многом влияет на формирование содержания его мировоззрения, индивидуальных и социальных установок и других компонентов его личностной сферы. На формирование содержания личностной сферы (личности) человека также влияют и отношения людей в группе, в которую он входит. В процессе своего взаимодействия (общения, совместного труда) они взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к труду, людям, собственным качествам.
Личность фиксирует социальный аспект жизнедеятельности человека. Человек рождается и формируется как личность в контексте определенной духовной и материальной культуры, его судьба зависит от того, в какое время и в каком обществе он живет, человеческие поступки могут быть направлены на изменение условий жизни или на сохранение каких-то структур, но в любом случае они определяются социальными факторами. Поэтому нельзя понять сущность человека, если рассматривать отдельного индивида вне его социальных связей.
[1] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М.,1986. С. 31.