При всем различии взглядов на сущность человека его личностные качества анализируются подавляющим большинством психологов, педагогов, философов через деятельность индивида, направленную на окружающий мир. Отсюда определение личности как совокупности системы общественных отношений (экономических, политических, социальных, ценностно-нравственных, религиозных и других). Чем полнее и глубже отражает и воспроизводит личность уникальное сочетание этих отношений, тем значимее ее роль в историческом процессе.[1]

Ответственность выражает нравственную необходимость человека давать отчет себе, а также другим людям за свои действия, поступки и их последствия. Свобода и ответственность — две стороны одного целого — сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, а ответственность «сопровождает» свободу.[2]

Воссоздавая образ того или иного исторического деятеля (полководца, мыслителя, законодателя, народного вождя, художника) исследователь обязан учитывать воздействие на личность каждого из этих слоев среды. В противном случае образ получается искаженным, а многие очень важные моменты, связанные с ним, остаются непонятыми.

Обратное активное воздействие личности на каждую из сред, разумеется, не равнозначно. Наибольшими возможностями для непосредственного воздействия личность располагает по отношению к микросреде. В то же время по степени индивидуального вклада личности в развитие каждой из сфер судят о ее масштабности. В этом смысле говорят о личностях рядовых, талантливых, выдающихся, гениальных.[3]

Хотя каждая личность является одновременно человеком и гражданином, но далеко не каждый человек, индивид в своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Наиболее ярко это выражено в условиях первобытного общества, где человек еще полностью слит с социальной общностью, членом которой он является (род, племя), не осознает себя как самостоятельная личность и на самом деле еще не является ею. А является ли личностью каждый современный, взрослый, психически нормальный человек? Разумеется, нет. И так обстоит дело в любых социальных условиях.

Личность — это не просто носитель конкретных исторических общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и наклонностям, сознательности и организованности, трудовой и общественно-политической активности. Автономность личности отнюдь не означает, что эта позиция обязательно должна быть противоположна позиции большинства или интересам общественного развития в целом. Речь идет о другом: независимо от того, присоединяется ли личность к мнению большинства или идет «на красный свет», в каждом конкретном случае это — позиция личностная, пропущенная через мозг, чувства и совесть индивида.[4]

Личность — это общественно развитый человек, который обладает самосознанием, волей, определенными чертами мировоззрения. Кроме того, личность характеризует свобода выбора (возможность поступать по собственной воле, а не по принуждению извне) и свободный выбор (т.е. действия отвечают потребностям развития личности и общества). Наконец, для личности характерно осознание ответственности как за свои поступки, так и перед другими людьми.

Рассмотрим основные черты характеризующие личность. В основе личности лежит её структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

[1] Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1978.- № 4.

[2] Борисова Е.М., Джохадзе Н.И. Философия: Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2007.c.272

[3] Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008.

[4] Челпанов Г. Введение в философию. М., 1912.

 

Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 9-10