Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.
Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.
Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, её системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрений и т. д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния (например, преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).
Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (человек для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).
Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.
Существенными чертами личности является сознание и самосознание. Возникновение и становление сознательного отношения к миру и самому себе характеризует развитие личности на всех этапах формирования Я. Развитие различных форм мыслительной деятельности, их закрепление в структурах и конструкциях языка дают человеку возможность рационально, сообразно с разумом осмысливать в логических формах свою природу и место в мире, совершенствовать свою индивидуальность.
Важной стороной деятельности личности является память, т.е. прошлый опыт личности, отложившийся в сознании. Память является основой представлений о целостности личной жизни, протекающей между рождением и смертью. Повествование о прошлом как бы приравнивает индивидуальную человеческую жизнь к истории человеческого сообщества (история семьи, государства, эпохи, человечества и т.д.). В этом смысле выявляется историческая характеристика личности, ее значимость с точки зрения исторических событий, фактов, явлений.
Существенной составляющей в структуре человеческой деятельности является также телеологический (греч. telos – цель) аспект, связанный с разработкой различных программ будущего. Поэтому существенной характеристикой личности является ее способность к выбору цели, деятельности и готовность к внутренним усилиям для выполнения поставленных планов и замыслов – воля.
Наконец, важной характеристикой личности является эмоциональный мир чувств, состояний, переживаний. Эмоциональные процессы определяются темпераментом. Индивиды по-разному выражают свое отношение к различным событиям, процессам окружающей жизни (удовольствие, неудовольствие, радость, страх и т.д.). Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности и служат в качестве одного из главных регуляторов психической деятельности и поведения людей, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Формирование эмоций – важное условие его развития как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы поведения.