Перечисленные характеристики в совокупности и взаимодействии образуют неповторимую индивидуальность человеческого Я.
А.С. Байрамов многочисленные свойства личности непосредственно связывал с общественными отношениями. По его мысли, личность характеризуется многообразием свойств и поэтому их психические проявления не могут быть сколько-нибудь удовлетворительно раскрыты на основе каких-либо исключительно функциональных или материально-структурных факторов. Эти всевозможные психические проявления принадлежат к той категорий свойств, которые определяются в первую очередь как системные, а приоритет отдаётся их развитию и способам изменения в связи с характером коллектива, среды и т.д., формирующего личность. Структура личности представляет собой плацдарм, на котором формируются основные психические свойства человеческого характера и их необходимо рассматривать в связи с соответствующими этапами в жизни общества, не отделяя эту проблему от динамики в системе общественных отношений[1].
Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости её поведения, в закономерности её поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.
В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентаций и т.д. в таких условиях является положительным свойством личности, показателем её развития.
Полноценное развитие личности подростка невозможно без его взаимодействия со сверстниками. Об органической взаимосвязи индивида и среды, о неразрывной связи личности с социальной средой говорит крупный представитель зарубежной психологии Г. С. Салливен. Опираясь на взятый из биологии принцип совместного существования, Салливен пишет, что организм полностью зависит от взаимообмена со средой и другими организмами. Когда Салливен говорит о том, что человек тем и отличается от других живых существ, что находится в отношении взаимообмена с миром культуры, то этим он подчеркивает мысль о том, что человеку необходимы интерперсональные отношения, т.е. межличностный обмен, ибо сама культура является абстракцией межличностных отношений. Исходя из этого автор дает социально-психологическое определение личности. Личность — это «относительно устойчивый образец повторяющихся межличностных ситуаций, которые характеризуют человеческую жизнь. Понятие «образец» (pattern) охватывает все повторяющиеся межличностные отношения, различия между которыми незначительны[2]. В межличностных отношениях значительные изменения происходят тогда, когда личность изменяется». Подобную мысль высказывает Т. Шибутани, отмечая, что в результате решения проблем у человека вырабатываются шаблоны поведения. Уникальность каждой личности определяется наличием различных шаблонов для решения жизненных ситуаций[3].
Поскольку выработка определенных шаблонов или паттернов зависит от врожденных качеств и предшествующего личного опыта субъекта, процесс социализации, который по своей сути является принятием и реализацией образцов поведения, приемлемых в данном социуме, определяется набором личностных особенностей индивида.
[1] Байрамов А.С. Актуальные психологические проблемы формирования личности.-Баку,Азернешр,1981 С. 32
[2] Цит. по: Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. — М.: Московский психолого-социальный институт: ООО «Флинта», 1997. С. 45-48.
[3] Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1969. С. 53.