Как показывают данные рис. 3 -5 детские дома являются в России ведущим средством устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На фоне сокращения удельного веса детей в численности населения с начала 1990-х гг. в России наблюдался рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последние пять лет абсолютные показатели численности детей-сирот стали снижаться, но удельный вес сирот в общей численности детского населения продолжает расти. Важной особенностью российской ситуации является высокая и постоянно растущая доля социальных сирот (сирот, родители которых живы) в общей их численности[1].

Социальные сироты — особая социально-демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам (сироты при живых родителях). Определение «социальное» указывает на то, что в конечном счете именно общество повинно в отсутствии достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга, в дефиците у них чувств ответственности, любви, сострадания и милосердия. По итогам диспансеризации 2009 г. доля здоровых детей составила 20,8%, а 20,7% имели хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Среди детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитывающихся в институциональных учреждениях, здоровыми могут считаться всего 4,1%,а в группу с хроническими и инвалидизирующими заболеваниями попадают 62,4% детей[2].

Основными «поставщиками» социальных сирот являются «кризисные семьи». Проявление кризисных процессов в институте семьи способствовало ослаблению семейных связей, снижению ответственности у части родителей за содержание и воспитание детей, что в совокупности с дефицитом социальных услуг и институтов, необходимых современной семье для выполнения родительских функций, привело к появлению и расширению такого явления, как беспризорность и безнадзорность детей, росту масштабов социального сиротства. С начала 1990-х гг. и вплоть до середины нынешнего десятилетия наблюдался ежегодный рост числа выявляемых детей-сирот, а также увеличение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (рис. 6).

Рис. 6. Доля детей сирот в общей численности детей[3]

Начиная с 2006 г. динамика этих показателей изменилась, и в 2010 г. было выявлено уже на 39,2 тыс. детей меньше, чем в 2005 г. Тем не менее на фоне сокращения общей численности детского населения указанная тенденция не привела к падению доли детей-сирот: ее величина уже в течение нескольких лет сохраняется на уровне в 2,5–2,8%, что значительно превосходит аналогичные индикаторы в развитых странах мира.

[1] Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей Совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).- М.,2011. С. 5.

[2] Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации. 2010 год, -М., Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 2011. С. 29.

[3] Российский статистический ежегодник. 2010.— М.: Росстат, 2011.

Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 21-22