Таким образом, важной особенностью российской ситуации является высокая и увеличивавшаяся до последнего момента доля социальных сирот (сирот, родители которых живы) в общей их численности. Так, в 2006 г. среди выявленных детей-сирот только 17,4% являлись биологическими сиротами, а к 2009 г. их доля сократилась уже до 13,6%. В 2010 г. доля биологических сирот в общей численности выявленных детей-сирот выросла на 1,3 п.п. и составила 14,9%. Основной причиной социального сиротства является лишение родительских прав — мера, распространенность которой до недавнего времени неуклонно росла (до 76 310 случаев в 2007 г., что соответствует более 60% выявленных в указанном году сирот). Лишь с 2008 г. начала происходить постепенная реструктуризация системы мер в пользу ограничения в родительских правах, однако на долю этой меры к 2010 г. по-прежнему приходится менее 10% от общего числа случаев выявления детей, оставшихся без попечения родителей
Среди неблагоприятных факторов социального сиротства значительное место занимает увеличение числа неполных семей. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы.
Весьма тяжелы для детей следствия раннего «социального» сиротства:
- глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи;
- аномальное внутриутробное развитие в процессе нежелательной беременности;
- отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства[1].
Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития. В современной психологической литературе в работах И.В.Дубровиной, А. В.Быкова, А.Е. Лагутиной, Й Лангмейер, 3. Матейчик, B.C. Мухиной, Л.Я. Олиференко, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.Н. Шипицыной, Т.И. Шульги, посвященных особенностям воспитанников учреждений социально-педагогической поддержки, рассматриваются различные проблемы детей и подростков, обусловленные социальной ситуацией развития.
Проживая в детском доме, ребенок находится в особых условиях: здесь он находится постоянно, здесь осуществляются групповые (не семейные) формы ухода и воспитания, за ребенком присматривает большое количество взрослых. Замкнутость жизни в стенах детского дома, резкое ограничение контактов с внешним миром, выключение из естественного быта людей — это факты глубокой депривации социального опыта, которые вызывают отклонения и задержку у детей детского дома[2].
Детский дом — закрытое детское государственное учреждение, территория отчуждения; изоляция детей создает определенные условия, отличные от условий проживания в семье и пребывания в общеобразовательной школе, ограничивает процесс вторичной социализации сирот, что, в конечном счете, приводит к снижению социальной компетентности, искаженной идентифткации, иждивенчеству и к дезадаптации в социуме. Р. Мертон считал, что это «отчуждение» приводит к тому, что чувства злобы и враждебности, вызванные действиями одного человека, переносятся на целые общественные институты (школа, детский дом) или на все общество в целом, в результате чего совершаются акты вандализма, хулиганства, побега из детского дома, бродяжничество[3].
[1] Шульга Т.И., Быков А.В. Психологическая служба в учреждениях социально-психологической поддержки. — М., 2001. С.88.
[2] Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот при международном и национальном усыновлении. — М.: УРАО, 2004. С.24.
[3] Мертон Р. Социальная структура и аномия [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://socioline.ru/pages/r-merton-sotsialnaya-struktura-i-anomiya, свободный. — (Дата обращения — 27.04.2012)