Обучение, воспитание и вся жизнедеятельность сирот в детском доме строятся без должного учета половых, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагоги в основном ориентированы на группу. В управлении коллективом преобладает авторитарный стиль. «Они другого языка не понимают. С ними иначе нельзя. Вы понимаете: это очень трудные дети, пока не крикнешь, не сделает и т. д. и т. п.». Трудовое воспитание ограничивается уроками труда и сезонной уборкой территории детского дома. Детские организации отсутствуют. Коллектив учащихся, способный взять на себя часть воспитательные функции, также отсутствует. Самоуправление ограничивается контрольными функциями за выполнением обязанностей по реализации режимных моментов таких, как дежурство в школе, столовой и пр[1].
Личность «растворяется» в группе и безоговорочно принадлежит этой группе, идентифицируя себя с такими же «детдомовскими», выделяя себя и себе подобных в категорию «МЫ», а других — в категорию «ОНИ». Наличие неравных категорий «МЫ» и «ОНИ» формирует у ребенка чувство неполноценности, выражающееся в недостаточном доверии к себе и своим возможностям, в достижении значимых жизненных целей[2].
Результатом такого деления является построение определенных норм, различных для «мы» и «они». По наблюдениям Г.В. Семьи, это образование достаточно стойкое: даже в самостоятельной жизни выпускники продолжают держаться вместе, офаничивая свой социальный опыт и сохраняя свою группу и замкнутый, не способствующий развитию круг общения[3].
Чешские исследования и обобщение опыта работы детских домов Й.Лангмейер, 3. Матейчек говорят о «депривации учрежденческого типа» и о «групповой зависимости» таких детей[4]. Исследования отечественных психологов свидетельствуют, что общее физическое и психическое развитие воспитанников отличается от развития их ровесников, проживающих в семьях: темп психического развития замедлен, ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, причем указанные особенности отмечаются на всех ступенях развития[5].
Анализ и обобщение опыта деятельности интернатных учреждений, направленной на адаптацию их выпускников в социум показывает, что в целом данная работа осуществляется с положительным результатом. Она в основном направлена на усвоение детьми знаний и умений практического характера. Однако – это необходимо, но не достаточно. Знания и умения практического характера не могут гарантировать эффективность в самореализации ребенка в социуме гораздо большего масштаба чем приют. Для их наиболее полной реализации необходим опыт реальных взаимоотношений с обществом на различных уровнях и в различных ситуациях. Существующие модели и программы подготовки детей в интернатных учреждениях к жизни в социуме, отвечают потребностям и специфическим особенностям таких детей. Однако условия современной действительности требуют от них высокой личной активности, обладания умениями и навыками для самореализации, высокой компетентности в различных областях деятельности, проявления самостоятельности в решении значимых задач. Выполнение этих требований позволит выпускникам интернатов стать полноправными членами общества и занять достойное место в нем[6].
[1] Гоголева А.В.Беспризорность: социально-психологический и педагогический аспекты. Российская академия образования.-М, Воронеж: МОДЭК: МПСИ. 2004. С. 71.
[2] Мухина B.C. Дети детских домов и школ-интернатов о себе. // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. — М., 1989. С. 191.
[3] Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот при международном и национальном усыновлении. — М.: УРАО, 2004. С.28.
[4] Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984. С. 334.
[5] Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма. // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. — М. 1989. С. 19
[6] Обиух П.А. Воспитательный потенциал инклюзивного образования // Актуальные проблемы психологии и педагогики: Межвуз. сбор. науч. работ. В 2-х ч. Ч. 1 / Сост. и отв. ред. Г.М. Коджаспирова. – М.: ООО НИЦ «Инженер», 2005.