Согласно Х. Христозову[1], факторы, обуславливающие расстройства поведения, ведущим проявлением которых является социальная дезадаптация, могут быть подразделены на следующие:

  • болезненное усиление влечений в результате органических мозговых или конституционально обусловленной неполноценности, что ведет к различным изменениям влечений, достигающих иногда степени глубоких, несовместимых с правилами социальной среды, извращениями;
  • отсутствие авторитета воспитателей в условиях противоречивых морально-эстетических и общественных норм поведения родителей;
  • реакция протеста, возникающие в результате несправедливого отношения со стороны родителей или воспитателей;
  • неразрешимые личностные конфликты.

По данным Н.А. Рычковой приютские дети проживают совершенно другой путь развития, чем дети из благополучных семей; они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов, насилия и т.д. Всё пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, а оставляет свой след, на психическом развитии ребёнка[2].

И.В. Дубровина и А.Г. Рузская выявили психологические особенности воспитанников сиротских учреждений, осложняющие их социализацию и социальную адаптацию. Ребенок в детском возрасте, как правило, не осваивает навыков продуктивного общения, его контакты поверхностны, нервозны (он требует внимания и отвергает его, переходя на агрессию и пассивное отчуждение). Нуждаясь в любви и внимании, он не может строить свое поведение в направлении удовлетворения этой потребности. Вплоть до подросткового возраста воспитанники затрудняются в рефлексии эмоциональных состояний окружающих, в результате неправильного опыта общения ребенок занимает негативную позицию по отношению к другому[3].

Воспитанники детского дома как особая общность живут по нравственному групповому нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть. Они вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников, что в итоге может приводить к эмоциональному напряжению и тревожности. Кроме того, у воспитанников детского дома формируется иждивенческая позиция, т.к. они живут на государственном обеспечении, у них слабо сформирована картина мира и не складывается система взглядов, соответствующих высокому уровню развития личности (ответственность за себя и за других), т.к. воспитанники ориентируются па признание в своей среде, чаще всего через физическую силу, асоциальные формы поведения[4].

Одной из особенностей условий сиротских учреждений является малое количество мужчин, что приводит к сужению возможностей идентификацими, и, следовательно, к нарушению полоролевой идентификации. Девочки в силу группового «мы» часто заимствуют агрессивные формы поведения, противоречащие социальным эталонам феминности[5].

Психологическое время личности — способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем — важное позитивное образование развивающейся личности, обеспечивающее ее полноценное существование. Высокоразвитая личность в свои понятия «прошлое» и «будущее» включает историческое прошлое и будущее отечества, а воспитанники детского дома индивидуального прошлого часто не имеют, т.к. прошлое дает человеку семья. В условиях депривации, чаще всего, формируется человек без ответственного отношения к своему времени жизни, без сформированного времени жизни. Эмоциональное неблагополучие, тревога, связанная с прошлым, настоящим и будущим у детей, лишенных родительского попечения, имеют типичную представленность в их сознании (воспоминания носят в основном негативный, мозаичный характер, будущее — синкретично[6]. Депривация ценностного отношения человека к его прошлому, настоящему и будущему или отсутствие структурированного прошлого в истории развивающегося человека и неопределенность перспективы жизни разрушают внутренний статус личности, либо препятствуют его устойчивому формированию[7].

[1] Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М» 2003. с. 245.

[2] Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-практическое пособие. -М.: ГНОМ и Д, 2001. с. 125.

[3] Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психологическое развитие воспитанников детского дома. — М, 1990. С.80.

[4] Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психологическое развитие воспитанников детского дома. — М, 1990. С.81.

[5] Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. Уч. пос. — СПб., 2005. С. 298

[6] Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей // Рабочая книга школьного психолога. — М., 1995. С.78.

[7] Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.:МГУ, І989. С.65.

Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 27-28