Сверхценность взрослого создает специфический тип общения с взрослым, влияющий на отношения со сверстниками показана в работе B.C. Мухиной, которая выделяет два симпто комплекса у детей, воспитывающихся в детских домах, — «тревога по отношению к взрослому» и «враждебность по отношению к взрослому». У таких детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность продуктивного, конструктивного разрешения конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, стремлении переложить всю ответственность на окружающих. Они не имеют родственной привязанности к собственным близким людям, не способны устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими детьми[1].
Особенностей первичной социализации детей — социальных сирот и реальных сирот разные. У социальных сирот в условиях детского дома формируется воспоминания и ощущения делятся на две части: «до» и «после» поступления в детский дом. Детский дом выступает у него как временная форма, которая неизбежна должна смениться настоящим домом. Неясность перспектив тормозит самовосприятие себя ребенком как целостной личности.
Реальные сироты опыта семейной жизни не имеют, их первичная и вторичная социализации определяются системой отношений, складывающейся по вертикали и горизонтали (персоналом и одногрупппиками), процессами воспитания и обучения, их личностными особенностями. Контакты с внешним миром существенно ограничены и регламентированы педагогами. Социальная и эмоциональная депривация сужает компетентность ребенка и тормозит процесс идентификации. Это чаще всего выражается в недостаточном доверии к себе, страхе перед глубокими отношениями с людьми Наличие сенсорных, моторных, интеллектуальных и психических отклонений в развитии ребенка искажает и первичную и вторичную социализацию в большей степени. У сирот высок процент риска развития психических нарушений. Так, у социальных сирот, психические нарушения зафиксированы в 73,2 %, а у детей-сирот 22,2% случаев. Социальные сироты и дети-сироты с отклонениями в физическом и психическом развитии наиболее склонны к бродяжничеству и подвержены наибольшей опасности стать жертвами насилия[2].
Социальная ситуация развития у «социальных» и «реальных» сирот формирует различные личностные особенности. Реальные сироты в условиях детского дома проявляют повышенную уверенность в себе, неумение сочувствовать и сопереживать, неадекватно взаимодействуют с окружающими, раздражительные и имеют низкую самооценку. Социальные сироты непрактичны, внушаемы, эмоционально незрелые, проявляют повышенную чувствительность. Наличие сенсорных, моторных, интеллектуальных и психических отклонений в развитии ребенка искажает и первичную и вторичную социализацию в большей степени. У сирот высок процент риска развития психических нарушений. Так, у социальных сирот психические нарушения зафиксированы в 73,2 %, а у детей-сирот 22,2% случаев. Социальные сироты и дети-сироты с отклонениями в физическом и психическом развитии наиболее склонны к бродяжничеству и подвержены наибольшей опасности стать жертвами насилия и преступлений (объектами сексуального посягательства и предметом торговли) или быть вовлеченными в преступную деятельность, они рано приобщаются к токсическим веществам, алкоголю, наркотикам[3].
Часто приходится сталкиваться с массовыми побегами и бродяжничеством социальных сирот из детского дома. Привычка в конфликтной ситуации уходить из дома переносится на школу и детский дом, где любое давление, требование со стороны педагогов и учителей переживается как фрустрация, стресс, поэтому ребенок уходит, совершая побег[4].
[1] Мухина B.C. Дети детских домов и школ-интернатов о себе. // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. — М., 1989. — С. 191-227.
[2] Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам. — М.: «ЭНАС», 2002. С.64.
[3] Возрастные стандарты социализации детей-сирот / Авторский коллектив сотрудников НИИ детства РДФ. — М., 1999. С.24-29.
[4] Гоголева А.В. Беспризорность: социально-психологический и педагогический аспекты. Российская академия образования.-М, Воронеж: МОДЭК: МПСИ. 2004. С. 18.