1. Выделить факторы, оказывающие влияние на развитие личностных качеств и социализированность личности детей — воспитанников детского дома.
  2. Разработать психокоррекционную программу по формированию навыков взаимодействия для детей, воспитывающихся в детском доме, и психолого-педагогические рекомендации по ее использованию.

Методологическая основа исследования. Методологией исследования являются общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин), концепция формирования личности Л.И. Божович, основные положения концепции самооценки А.В. Захаровой и тревожности А.М. Прихожан, современные отечественные подходы к изучению сиротства, разработанные В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Г.В. Семьей, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульгой.

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов: -теоретический анализ психологической литературы,

  • включенное наблюдение,
  • изучение индивидуальных карт развития подростков,
  • методы математической статистики (корреляционный анализ по Пирсону и t-критерий Стьюдента).

Методики, применяемые в соответствии с целями и задачами исследования: шкала явной тревожности Дж. Тейлора (в адаптации Т.А. Немчина), методика исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), опросник оценочной тревожности (Ч.Д.Спилбергера в адаптации В.Н. Карандашева), методика для изучения социализированности личности учащегося (по Рожкову Н.И.).

Выбор этих методик был обусловлен стремлением исследовать устойчивость и адекватность полученных результатов и был обусловлен доступностью их выполнения воспитанниками детского дома (не все из них хорошо читают, многие с трудом понимают прочитанное, имеют ограниченный запас слов).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с воспитанниками детского дома. Общая численность выборки – 42 человека (в т.ч. — 14 девочек, 28 мальчиков). Выборка была уравнена по полу и по возрасту (12-14 лет, 15-17 лет).

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2011-2012 годов и включало четыре этапа. На первом этапе во время практики (2011 гг.) проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определена база исследования, установлены контакты с администрацией учреждения, завершен подбор и обоснование психодиагностического материала, определены возрастные группы испытуемых и осуществлено знакомство с ними.

На втором этапе (2011-2012 гг.) проводилась диагностическая работа, изучались тревожность, самооценка, выявлялась социализированность личности; описаны результаты исследования.

На третьем этапе (2012 г.) была проведена статистическая обработка результатов, качественный и количественный анализ полученных данных, описаны результаты и осуществлена их интерпретация.

На четвертом этапе (2012 г.) разработана психокоррекционная программа по формированию навыков взаимодействия для детей — воспитанников детского дома и психолого-педагогические рекомендации по ее использованию, были обобщены результаты исследования, сделаны выводы, оформлено содержание дипломной работы.

Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 43-44