Таким образом, психологические особенности личности детей – воспитанников детских домов, отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семье, что объясняется особой социальной ситуацией развития (отсутствие психологической защищенности и системы привязанностей, психологическая депривация, негативный опыт пребывания в неблагополучной семье, особые условия пребывания в детском доме) и собственно проблемами возрастного развития подростков (трудности в общении со сверстниками, конфликтность, кризис идентичности, эгоцентризм, повышенная тревожность, сниженная самооценка, возрастающая роль референтной группы), которые в условиях внесемейного воспитания обостряются.

В связи с этим становится очевидной необходимость изучения личностных качеств детей — воспитанников детского дома.

 

 

Глава 1               Изучение особенностей личности подростков — воспитанников детского дома

1.1        Цель, задачи, методы и организация исследования

Цель исследования — изучить особенности личностных качеств детей- воспитанников детского дома.

Объектом исследования являются психологические особенности детей — воспитанников детского дома.

Предмет исследования — особенности проявления личностных качеств и социометрического статуса у детей — воспитанников детского дома.

Гипотезой исследования является предположение о том, что своеобразие социальной ситуации определяет особенности личностных качеств воспитанников детского дома, которые могут затруднять процесс социализации.

Частная гипотеза состоит в том, что время пребывания в детском доме может являться фактором, оказывающим положительное влияние на развитие личностных качеств воспитанников детского дома в условиях социально — педагогической поддержки. Цель и гипотезы исследования обусловили постановку следующих задач:

  1. Провести теоретический анализ психологических исследований изучения личностных особенностей (самооценки, тревожности) и социализированности личности детей — воспитанников детского дома в зарубежной и отечественной психологии с целью выявления степени изученности проблемы, подходов к описанию особенностей социальной ситуации воспитанников детского дома, а также выбора адекватных методов и методик исследования.
  2. Изучить и сравнить особенности личностных качеств (самооценки, тревожности) и социализированности личности детей — воспитанников детского дома.
Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 41-42