Неудовлетворение процессом общения (несформированность навыков практической и речевой коммуникации, неадекватность эмоциональных реакций) с взрослыми затрудняют установление полноценных контактов с ними. Очень часто сверстники оцениваются как конкуренты в удовлетворении потребности в интимно-личностном общении с взрослым и в этом случае доминирует проявление негативных эмоций, с последующей на них фиксацией (недовольство, обида, агрессия, конфликты, драматизация события). Как правило, дети, развивающиеся при дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств переживаний, их поведение ситуативно и весьма зависимо от предметного окружения, что проявляется даже в том, что дети не отстаивают право на свое имя, часто отказываются от него, желают другого, лучшего[1].

Трудности в общении со сверстниками вызываются и неумением выйти за пределы ситуации, овладеть своими желаниями, поведением, настроением. Ситуативность в поведении, неспособность к конструктивному решению проблем, организации своей деятельности, самостоятельному соблюдению правил игры обусловлена тем, что уже общение со взрослым не предоставляет ребенку самостоятельности, резко ограничивая ее жесткими временными рамками, директивным отношением взрослого. Социальная ситуация развития в условиях детского дома и нарушения в сфере общения влияют на развитие личности ребенка, искажая его представления о себе, самоотношение, затрудняют осознание себя как целостной личности, при том, что, вместе с этим, дети стремятся к самоутверждению, к подтверждению взрослыми их достоинств. Невозможность реализации потребности в признании приводит к аффективным срывам, ощущению напряжения, тревожности, отчаянию, гневу[2].

Выводы по первой главе.

Анализ исследований отечественных и зарубежных психологов показал, что деформация внутрисемейных отношений является центральной причиной психологического неблагополучия детей – воспитанников детских домов. Негативный опыт взаимоотношений в семье не позволяет социальным сиротам строить нормальные отношения со сверстниками и взрослыми в детском доме, а у детей-сирот сказывается отсутствие опыта настоящей семьи.

Исследователи указывают на ведущую роль системы межличностных отношений в формировании Я-концепции и чувства идентичности в подростковом возрасте.

Многие личностные особенности детей-сирот обусловлены именно спецификой тех учреждений, в которых они воспитываются, и существующей в них системой межличностных отношений, в том числе – между воспитывающими взрослыми и самими воспитанниками.

Характерными личностными особенностями детей – воспитанников детских домов являются особенности социальной ситуации развития, как результата неблагоприятной семейной ситуации или ненормального развития групповых отношений, при котором происходит изменение норм поведения, ценностей членов группы, меняется их социально — психологический, статус и- структура коммуникации, которая может характеризоваться как негативная или деструктивная.

Условия пребывания в детском доме (замкнутость, отчужденность детских домов от широкого социума, их режимные требования порождают жестокость, ригидность, примитивность) существенно обедняют вариативность социальной ситуации развития подростков, заметно примитивизируют и огрубляют систему референтных для них межличностных связей, оказывают влияние на формирование самооценки и тревожности, возводя тем самым труднопреодолимый       барьер на пути адекватной социализации развивающейся личности.

[1] Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. -М., 1986. С.65.

[2] Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. / Ред.-сост. B.C. Мухина. — М.: Просвещение, 1991. С. 222.

Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 39-40