Таблица 3

Анализ корреляции показателей тревожности и самооценки по коэффициенту корреляции Пирсона

  Тревожность Самооценочная тревожность Самооценка
Тревожность 1
Самооценочная тревожность -0,132224 1
Самооценка -0,138568 0,266276 1

 

В результате анализа корреляции показателей тревожности и самооценки по коэффициенту корреляции Пирсона мы получили результат, который показывает, что между тревожностью и самооценкой существует отрицательная корреляция, а между самооценочной тревожностью и самооценкой – положительная. Это означает, что большие значения тревожности ведут к занижению самооценки и наоборот. Положительная взаимосвязь показывает, что самооценочная тревожность является результатом неадекватной самооценки.

Если предположить, что средние генеральной совокупности равны, при t < 0 «P(T <= t) одностороннее дает вероятность того, что наблюдаемое значение t-статистики будет более отрицательным, чем t. При t >=0 «P(T <= t) одностороннее» делает возможным наблюдение значения t-статистики, которое будет более положительным, чем t. «t критическое одностороннее» дает пороговое значение, так что вероятность наблюдения значения t-статистики большего или равного «t критическое одностороннее» равно «0,05».

 

Таблица 4

Анализ достоверности гипотезы о взаимозависимости показателей по  t-критерию

  Тревожность/ Самооценочная тревожность Тревожность/ Самооценка Самооценочная тревожность/ Самооценка
Среднее 35,40476 35,40476 39,33333
Дисперсия 49,31998 49,31998 95,30081
t-статистика -2,117112 -8,465587 -6,461288
P(T<=t) одностороннее 0,01864 4,16E-13 3,48E-09
t критическое одностороннее 1,663649 1,663649 1,663649
P(T<=t) двухстороннее 0,037281 8,32E-13 6,95E-09
t критическое двухстороннее 1,989319 1,989319 1,989319

 

«P(T <= t) двустороннее» дает вероятность наблюдения значения t-статистики, по абсолютному значению большего, чем t. «P критическое двустороннее» выдает пороговое значение, так что значение вероятности наблюдения значения t- статистики, по абсолютному значению большего, чем «P критическое двустороннее», равно «Альфа=0,05».

Поскольку как односторонний так и двухсторонний тест показывает, что полученные значения P(T<=t)<0.05 то можно сделаеть содержательный вывод о том, что обнаружена статистически достоверная (значимая) связь между изучаемыми переменными (положительная или отрицательная – в зависимости от знака корреляции).

Кроме того, t-статистики (t-критерий Стьюдента) меньше критического значения, то можно принять нулевую гипотезу о взаимосвязи данных совокупностей. Это также говорит о том, что на уровне значимости 5% получено доказательство о взаимозависимости полученных результатов.

Проведем группировку полученных данных по разным критериям и сравнив полученные результаты, сделаем выводы.

Рассмотрев различия проявления самооценки, тревожности у детей — воспитанников детского дома и подростков из семьи, мы выявили статистически значимые различия в уровне самооценки и тревожности, эти различия выявлены по всей выборке испытуемых. Для более подробного анализа различий личностных качеств (самооценки, тревожности) мы сравнивали группы девочек и мальчиков 12-14 и 15-17 лет (исходя из периодизации психического развития Д.Б. Эльконина). Результаты представлены в таблице 2.4. в результате исследования установлено, что у девочек тревожность выражена более ярко, так как средний показатель по выборке составляет у мальчиков 34,036 а у девочек 38,143, что больше на 12,06%.

Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 47-48