Таблица 3
Анализ корреляции показателей тревожности и самооценки по коэффициенту корреляции Пирсона
Тревожность | Самооценочная тревожность | Самооценка | |
Тревожность | 1 | ||
Самооценочная тревожность | -0,132224 | 1 | |
Самооценка | -0,138568 | 0,266276 | 1 |
В результате анализа корреляции показателей тревожности и самооценки по коэффициенту корреляции Пирсона мы получили результат, который показывает, что между тревожностью и самооценкой существует отрицательная корреляция, а между самооценочной тревожностью и самооценкой – положительная. Это означает, что большие значения тревожности ведут к занижению самооценки и наоборот. Положительная взаимосвязь показывает, что самооценочная тревожность является результатом неадекватной самооценки.
Если предположить, что средние генеральной совокупности равны, при t < 0 «P(T <= t) одностороннее дает вероятность того, что наблюдаемое значение t-статистики будет более отрицательным, чем t. При t >=0 «P(T <= t) одностороннее» делает возможным наблюдение значения t-статистики, которое будет более положительным, чем t. «t критическое одностороннее» дает пороговое значение, так что вероятность наблюдения значения t-статистики большего или равного «t критическое одностороннее» равно «0,05».
Таблица 4
Анализ достоверности гипотезы о взаимозависимости показателей по t-критерию
Тревожность/ Самооценочная тревожность | Тревожность/ Самооценка | Самооценочная тревожность/ Самооценка | |
Среднее | 35,40476 | 35,40476 | 39,33333 |
Дисперсия | 49,31998 | 49,31998 | 95,30081 |
t-статистика | -2,117112 | -8,465587 | -6,461288 |
P(T<=t) одностороннее | 0,01864 | 4,16E-13 | 3,48E-09 |
t критическое одностороннее | 1,663649 | 1,663649 | 1,663649 |
P(T<=t) двухстороннее | 0,037281 | 8,32E-13 | 6,95E-09 |
t критическое двухстороннее | 1,989319 | 1,989319 | 1,989319 |
«P(T <= t) двустороннее» дает вероятность наблюдения значения t-статистики, по абсолютному значению большего, чем t. «P критическое двустороннее» выдает пороговое значение, так что значение вероятности наблюдения значения t- статистики, по абсолютному значению большего, чем «P критическое двустороннее», равно «Альфа=0,05».
Поскольку как односторонний так и двухсторонний тест показывает, что полученные значения P(T<=t)<0.05 то можно сделаеть содержательный вывод о том, что обнаружена статистически достоверная (значимая) связь между изучаемыми переменными (положительная или отрицательная – в зависимости от знака корреляции).
Кроме того, t-статистики (t-критерий Стьюдента) меньше критического значения, то можно принять нулевую гипотезу о взаимосвязи данных совокупностей. Это также говорит о том, что на уровне значимости 5% получено доказательство о взаимозависимости полученных результатов.
Проведем группировку полученных данных по разным критериям и сравнив полученные результаты, сделаем выводы.
Рассмотрев различия проявления самооценки, тревожности у детей — воспитанников детского дома и подростков из семьи, мы выявили статистически значимые различия в уровне самооценки и тревожности, эти различия выявлены по всей выборке испытуемых. Для более подробного анализа различий личностных качеств (самооценки, тревожности) мы сравнивали группы девочек и мальчиков 12-14 и 15-17 лет (исходя из периодизации психического развития Д.Б. Эльконина). Результаты представлены в таблице 2.4. в результате исследования установлено, что у девочек тревожность выражена более ярко, так как средний показатель по выборке составляет у мальчиков 34,036 а у девочек 38,143, что больше на 12,06%.