1.1 Предложения по формированию психокоррекционной программы по формированию личности для детей — воспитанников детского дома.
Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности и имеет следующие особенности:
- ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
- ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
- ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной — до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет — помощи при психотерапии).
- акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
- психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента[1].
Программа психологической коррекции предназначена для работы с подростками в возрасте от 12 до 17 лет, имеющими проблемы личностного развития, рассчитана на один год работы. Занятия будут проходить один раз в неделю в кабинете педагога-психолога. Формы работы: групповая, индивидуальная.
Целью данной программы является выявление некоторых особенностей личности личностного развития детей – воспитанников детских домов, коррекция повышенной тревожности, неадекватной самооценки и недостаточной социализации.
Задачи:
- выявление уровня тревожности;
- диагностика уровня социализации;
- изучение самооценки;
- снижение уровня тревожности;
- обучение социально приемлемым способам социализации;
- формирование адекватной самооценки у детей;
- формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.
Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование, игротерапия, арттерапия, диагностические занятия, групповые и индивидуальные коррекционные занятия, тренинги, индивидуальные консультации. Следует сказать, что описанные ниже задания, по мере необходимости, психолог должен адаптировать к конкретной группе детей.
Структура программы:
- Психодиагностический блок;
- Установочный блок;
- Психокоррекционный блок;
- Консультационный блок;
- Аналитический блок.
[1] Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002. С. 218.