Поэтому синдром «психического выгорания» обозначается рядом авторов понятием «профессиональное (эмоциональное) выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа. Ведущую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек-человек», к которым относятся отношения между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтах и т. п[1].
В сложившейся практике от психолога, работающего с детьми-сиротами, требуются «максимальное эмоционально-личностное включение в жизнь ребенка, полная самоотдача, следование идее бескорыстного служения обездоленным детям». Такая эмоционально-личностная включенность может привести к профессиональной деформации личности специалиста, связанной с изменениями эмоционально-волевой сферы, то есть к его «эмоциональному выгоранию»[2].
В учреждениях для детей-сирот, эмоциональное выгорание чаще всего проявляется в потере интереса к детям: общение с воспитанниками вызывает у такого взрослого раздражение и скуку, а работа — отвращение. Эмоциональное выгорание довольно быстро выходит за пределы работы и распространяется на знакомых, друзей и даже членов семьи[3].
Исследование эмоциональной сферы работников школы-интерната, проведенное под научным руководством Л. Г. Жедуновой, показало, что степень подверженности «эмоциональному выгоранию» у них достаточно высока. Так, наиболее характерные высказывания были следующие: «очень устаю на работе», «испытываю постоянное напряжение», «огромная психологическая нагрузка», «просто отбывать часы нельзя, необходим постоянный эмоциональный контакт», «работать здесь очень тяжело, приходится много вкладывать в детей», «не хватает сил на свою семью» и др[4].
Использование диагностических процедур в учреждениях социально-педагогической поддержки предъявляет особые требования к профессионализму и этической позиции психолога. И.С.Карнаух обращает внимание на ряд моментов[5]:
- Главное требование профессиональной этики «Не навреди» приобретает особое значение, поскольку эти дети в наибольшей степени беззащитны.
- Участие детей в обследовании должно соответствовать принципу «осведомленного согласия», т.е. детям надо в доступной форме объяснить, зачем проводится исследование, и как могут быть использованы его результаты. Естественно, что при этом далеко не вся информация о проведении исследования может быть доведена до учащихся, во-первых, в силу возрастных ограничений, а во-вторых, поскольку многие методики в этом случае могут потерять свою валидность.
- В любом случае, нельзя допустить, чтобы участие ребенка в обследовании привело к снижению его самооценки, повышению тревожности и других отрицательных переживаний.
- Следует быть очень внимательным к соблюдению принципа конфиденциальности. Это не означает, конечно, что получаемая в ходе психологической диагностики информация должна быть исключительно достоянием психолога. Несомненно, учителя, воспитатели должны получать от психолога необходимую информацию, однако мера этой информированности должна быть определена необходимостью педагогической работы с воспитанником. Ни в коем случае не должны сообщаться полученные в ходе психодиагностики личные сведения о ребенке.
- Необходимо также предостеречь от расширительного толкования получаемых данных, четко видеть границы возможностей и применяемых методов и собственной компетентности, имея в виду особую ответственность перед детьми-сиротами и учитывая специфические условия жизни в закрытом учреждении, где соблюдать права ребенка на частную жизнь и тайну личности гораздо сложнее, чем в семье и обычной школе.
Таким образом, роль психолога в учреждениях социально-педагогической поддержки особенная, к личности психолога в таких учреждениях предъявляются особые требования, и это обусловливает различные трудности, с которыми он сталкивается.
[1] Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб., 2005.
[2] Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль: ЯГПУ, 1997. С. 40.
[3] Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). М.: Педагогика, 1990.
[4] Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Сборник материалов научно-практической конференции. Ярославль: ЯГПУ, 1998. С. 15.
[5] Карнаух И.С., Формы и методы работы психолога с тревожными подростками. / Проблемы психического развития и психокоррекции детей и подростков: межвузовский сборник статей аспирантов.- Пенза.: Издательства ПГПУ им. В.Г.Белинского,2002. С.42-52