Время пребывания в детском доме для подростков является детерминантом психологических особенностей воспитанников детского дома: наблюдается отрицательная тенденция: следует констатировать, что в условиях данного детского дома не очень высокий уровень психолого- педагогической поддержки, так как с увеличением времени пребывания в детском доме растет уровень тревожности, снижается уровень самооценки.
На основании результатов изучения тревожности можно утверждать, что:
- у детей — воспитанников детских домов средний уровень самооценки (57,51%);
- у большинства детей — воспитанников детских домов (74%) отмечен высокий уровень тревожности;
- у девочек и мальчиков, воспитывающихся в детском доме, отмечаются различия в уровне тревожности: у девочек она выше, чем у мальчиков, -различия в уровне тревожности выявлены между младшими и старшими подростками, воспитывающимися в детском доме: у младших подростков-девочек уровень тревожности выше, чем у старших, и у младших мальчиков наоборот- ниже, чем у старших;
- у воспитанников детского дома средний и низкий уровень социальной адаптированности.
В целом результаты проведенной работы позволили продемонстрировать, как выраженное своеобразие социальной ситуации развития подростков в условиях детского дома влияет на формирование психологических особенностей подростков.
Глава 1 Психолого-педагогические рекомендации по работе психолога с детьми — воспитанниками детского дома
1.1 Особенности деятельности психолога с детьми-сиротами
Специфика детского дома как учреждения оказывает влияние на психолого-педагогическую деятельность. Перед психологом стоит одновременно несколько задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка психологу помогают прочие работники приюта: врач, социальный педагог, юрист, хозяйственник»[1].
Реализация диагностической функции является наиболее значимой в приюте. От того, насколько верно будет поставлен социальный диагноз, зависит успешность коррекционно-реабилитационной работы.
Часто возникающей проблемой практических психологов, а равно и педагогов, воспитателей, работающих в детских домах, школах-интернатах, является так называемое «эмоциональное выгорание».
Синдром выгорания (burnout) довольно широко известен и исследуется в зарубежной литературе медико-психологического профиля, однако нельзя сказать, что он уже достаточно хорошо изучен. В отечественной науке этот феномен личностной деформации начал изучаться как самостоятельный лишь с конца 1990-х гг., а до этого он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики. На сегодняшний день «профессиональное выгорание» в наиболее общем виде трактуется как долговременная стрессовая ситуация, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности[2].
[1] Воскобойникова С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах современного сиротства: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. С. 80.
[2] Бойко В. В. Энергия эмоций. СПб., 2004. С. 84.