Даже для подросткового возраста, имеющего особенности проявления самооценки и тревожности, наличие прямой зависимости является особенным явлением, характерным для подростков детских домов.
Рис. 16. Уровень личностных качеств в зависимости от времени пребывания в детском доме
Анализ данных рис. 16 показывает, что со временем пребывания в детском доме тревожность растет а самооценка падает. Самооценочная тревожность не дает возможности сформировать такую зависимость.
Воспитанники детского дома с высоким уровнем самооценки в коллективе проявляются как заносчивые, амбициозные, вздорные ребята, а одноклассниками такие качества, безусловно, не принимаются, поэтому воспитанники детского дома с высокой самооценкой отвергаются классным коллективом.
Неадекватно завышенный уровень тревожности бывает у подростков из детского дома с высоким или завышенным уровнем самооценки, неадекватно заниженный уровень тревожности встречается у подростков из детского дома с низким или заниженным уровнем самооценки. Это свидетельствует о серьезных нарушениях (деформациях) личностного развития подростков из детского дома. У подростков из семьи уровень самооценки и тревожности имеют отрицательную связь, что соответствует нормальному психологическому развитию подростков и подтверждается исследованиями A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых.
Сотрудники детского дома также фиксируют рост школьной дезадаптации детей, который связан с дистанцированием школы от социальных, педагогических, психологических проблем неблагополучных семей и трудных детей и недостатками превентивной практики: поздним выявлением социально-неблагополучных семей заинтересованными ведомствами[1].
Выводы по второй главе.
Проведенное исследование подтвердило исходное предположение о наличии целого ряда психологических особенностей подростков, воспитывающихся в детском доме, обусловленных спецификой социальной ситуации их развития, от их возраста, пола и времени пребывания в детском доме:
Дети — воспитанники детского дома имеют более низкий уровень самооценки и более низкий уровень адекватности самооценки.
Дети — воспитанники детского дома имеют средний или низкий уровень социальной адаптированности.
Уровень самооценки у подростков, воспитывающихся в детском доме, связан с уровнем тревожности (положительная связь), а также временем пребывания в детском доме (отрицательная связь).
[1] Руднева М.Я., Павленок П.Д. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://fictionbook.ru/author/marina_yakovlevna_rudneva/tehnologii_socialnoyi_rabotiy_s_razlichn/read_online.html?page=3, свободный. — (Дата обращения — 27.04.2012)