Подростки обоего пола с высокой самооценкой уверены в себе и в том, что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений в обществе, поэтому уделяют мало внимания тренировке навыков социальной адаптации в обществе.

Таким образом, уровень самооценки подростков обоего пола существенно влияет на их социализацию. У испытуемых с низкой самооценкой в обеих возрастных группах показатели уровня социализации выше на статистически значимом уровне, чем у испытуемых с высокой самооценкой.

Далее рассмотрим зависимость личностных качеств от статуса сиротства.

 

Рис. 15. Уровень личностных качеств сирот и социальных сирот

Социальные сироты показывают более низкий уровень тревожность по сравнению с сиротами и более высокий уровень самооценки. Самооценка и тревожность сирот и социальных сирот из детского дома различается, но не столь явно, очевидно, это связано с тем, что самооценка как структурный элемент самосознания в данном возрасте сформирована, а тревожность проявляется в других формах — поведенческих.

Качественное различие соотношений самооценки и тревожности свидетельствует о неправильном, искаженном развитии личности детей — воспитанников детского дома, и является причиной конфликтов с окружающими, неблагоприятного социометрического статуса в школьном коллективе и осложняет процесс адаптации к «внедетдомовским» условиям.

 

 

Таблица 7

Сравнение Уровня / Качества социальной адаптации у детей-воспитанников детского дома

Пол Возраст Время пребывания в детском доме, лет Соц. сирота — 1; сирота 2 Уровни / Качество социальной адаптации
Социальная адаптированность Автономность Социальная активность Приверженность гуманистическим нормам
1 м 12 1 Соц. сирота 1,8 1,2 2 1,6
2 м 12 4,1 Сирота 1,6 2,2 2 1
3 м 13 1,5 Сирота 2 1,4 2,4 2,4
4 м 13 2 Соц. сирота 2,2 1,8 1,2 1,8
5 м 13 2 Соц. сирота 1,8 1,6 1,4 1,8
6 м 14 4 Сирота 1,4 2 2,6 2,2
7 м 14 11 Сирота 1,8 1,4 1,2 2
8 м 14 6 Соц. сирота 2,4 1,4 2 2,4
9 м 14 4 Соц. сирота 1,4 1 2,6 1,6
10 м 14 3 Сирота 2,8 2,6 1,6 2,2
11 м 14 8 Сирота 1,6 2 2,2 2,2
12 м 15 4 Сирота 2,2 1,8 2,6 2,6
13 м 15 4 Сирота 1,2 1,6 1,8 2,2
14 м 15 4 Соц. сирота 2,4 1,8 1,8 2,2
15 м 15 0,5 Соц. сирота 2,2 2 1,8 1,8
16 м 15 1 Соц. сирота 2 1,4 1,2 1,8
17 м 15 4 Сирота 1,2 1,4 2 2,2
18 м 15 3 Соц. сирота 1,4 2,2 2 1,8
19 м 16 3 Соц. сирота 2,2 2 2,2 1,6
20 м 16 5 Сирота 1,4 1,8 2 2
21 м 16 10 Сирота 2 1,4 2,4 1,4
22 м 16 8 Сирота 2 1,2 2,2 2,2
23 м 16 12 Сирота 2,2 2,2 1,6 2
24 м 16 6 Сирота 2 1,8 1,4 1,4
25 м 16 3,5 Сирота 2,6 2,2 2,2 2,4
26 м 17 5 Сирота 2,4 2,6 2,4 1,8
27 м 17 3 Соц. сирота 2 2,2 2,2 2
28 м 17 1 Соц. сирота 2,6 2 2,6 1,8
29 ж 12 1 Соц. сирота 1,8 1,2 2 1,6
30 ж 12 4,1 Сирота 1,6 2,4 2 1
31 ж 13 1,5 Сирота 2 1,6 2,4 2,4
32 ж 13 2 Соц. сирота 2,2 1,8 1,2 1,8
33 ж 13 2 Соц. сирота 1,8 1,6 1,6 1,8
34 ж 14 4 Сирота 1,4 2 2,6 2,2
35 ж 14 11 Сирота 2,2 1,6 1,2 2
36 ж 14 6 Соц. сирота 2,4 1,6 2 2,4
37 ж 14 4 Соц. сирота 1,4 1 2,6 1,6
38 ж 14 3 Сирота 2,8 2,6 1,8 2,2
39 ж 14 8 Сирота 1,6 2 2,2 2,4
40 ж 15 4 Сирота 2,2 1,8 2,6 2,6
41 ж 15 4 Сирота 1,4 1,6 1,8 2,2
42 ж 15 4 Соц. сирота 2,4 1,8 1,8 2,2
Среднее 14,5 4,3 2,0 1,8 2,0 2,0
Оценка              
Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 57-59