Данная программа  позволит скорректировать повышенную тревожность, неадекватную самооценку у детей – воспитанников детских домов. Поможет им находить наиболее социально приемлемые способы поведения в стрессовых ситуациях, адекватно реагировать на происходящее вокруг, обучит социально приемлемым способам встраивания в общество вне стен детского дома.

Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена  после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная цель и решены ли поставленные задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.

Полученные в результате проведенного исследования диагностические данные позволяют психологу найти дифференцированные методы психологической коррекции. Следует подчеркнуть, что процесс диагностики и коррекции — это единый процесс. На диагностическом этапе была осуществлена первичная диагностика, а сам диагностический процесс должен продолжаться на последующих этапах психологической коррекции.

Установочный блок включает в себя главную цель — это формирование положительной установки детей на процесс занятия.

Основными задачами этого блока являются[1]:

  1. Снижение эмоционального напряжения у детей.
  2. Активизация воспитателей на самостоятельную психологическую работу с детьми.
  3. Повышение веры воспитателей в возможность достижения позитивных результатов коррекции.
  4. Формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками процесса[2].

Для реализации этих задач используются разнообразные психотехнические приемы: это организации встречи воспитателей, дети из групп которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими; организация веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением воспитателей и пр. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проводятся занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение, с мягким освещением, где ребенок должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Игровая комната может гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз. Поэтому не рекомендуется использовать комнаты со стеклянными дверями и множеством окон. Для групповых занятий выбирают комнату не менее 30 кв. м. Стены игровой комнаты должны быть выкрашены в светлые тона, так как они способствуют созданию яркой жизнерадостной атмосферы в группе. Желательно, чтобы были полки с игрушками в зоне досягаемости ребенка. Мебель должна быть твердой с деревянной поверхностью. Предпочтительным покрытием для пола является линолеум, но целесообразно иметь ковровые дорожки, которые стелятся на пол, если ребенок предпочитает играть на полу. Освещение комнаты должно быть мягким. Не рекомендуется использовать лампы дневного света, так как их шум может раздражать детей.

При подборе игрушек необходимо учитывать широкий спектр игровой деятельности ребенка. А. А. Осипова предлагает три группы игрушек[3]:

  1. Игрушки из реальной жизни.
  2. Игрушки, помогающие ребенку отреагировать на агрессию.

Игрушки для творческого самовыражения и ослабления

[1] Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. С. 132.

[2] Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. С. 56.

[3] Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002. С. 278.

Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 68-69