Главным при организации помещения для занятий является создание комфорта, свободы и безопасности для участников психокоррекции.

Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.

Конкретные задачи:

  1. Преодоление внутреннего кризиса.
  2. Изменение воспитательских установок и позиций.
  3. Снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка.
  4. Расширение сферы социального взаимодействия ребенка.
  5. Формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим участникам занятий.

Внутри этого блока выделяются два основных этапа[1].

1  этап — ориентировочный (2-3 занятия), где ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. Психолог на данном этапе наблюдает за детьми. На этом этапе занятий у ребенка формируется положительный эмоциональный настрой на занятия, что является чрезвычайно важным для отреагирования внутренних конфликтов. Кроме того, на данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы.

Психотехнические приемы на данном этапе коррекции состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр.

2 этап — реконструктивный, основной целью которого является коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается самостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования.

При оценке эффективности психологической коррекции (оценочный блок) анализируются отчеты воспитателей о поведении детей в начале занятий. Оцениваются также поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа продуктов деятельности ребенка до занятий и после.

Для детей и подростков с эмоциональными нарушениями в виде повышенной тревожности могут быть использованы следующие фазы групповой психокоррекции: установочная, подготовительная, реконструктивная, закрепляющая.

При комплектовании группы детей и подростков необходимо учитывать их возраст, степень тяжести проявлений эмоциональных нарушений, направленность конфликта и индивидуально-психологические особенности.

Желательно, чтобы возраст детей — участников группы был одинаковым, допустима небольшая разница плюс, минус один год. Необходимо, чтобы в группе были разнополые дети. Число участников группы не должно превышать 7-8 человек (малые группы). Группа обязательно должна быть закрытой, т. е. с постоянным составом ее членов. Не рекомендуется включать в группу детей с тяжелыми формами эмоциональных нарушений, например с ранним детским аутизмом. Желательно, чтобы в группе были дети с различной направленностью конфликта. Перед началом групповых занятий необходимо предварительно побеседовать с каждым воспитателем, разъяснить им необходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы:

  • придерживаться строгого распорядка групповых занятий (систематическое посещение занятий, в случае пропусков — предупреждать психолога);
  • исключить опоздания;
  • не обсуждать с ребенком, что происходило в группе, не расспрашивать, какие были занятия, как ребенок их выполнял;
  • все проблемы и претензии можно обсуждать только с психологом.

[1] Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. С. 58.

Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 70-71