Таблица 9- Тематический план коррекционно – развивающих занятий по формированию умений конструктивного взаимодействия детей воспитанников детского дома с целью повышения уровня социальной адаптированности

тема Цели занятий Техники и методики ч
1. «Поддержка», как особый психотехнический прием

Речевые и неречевые  «Знаки внимания»

«Похвала», как оценочное суждение. Влияние похвалы на формирование самооценки и уверенности в себе.

 

Познакомить с особенностями подросткового периода и с типами характера. Дать представление о слабых и сильных сторонах каждого типа характера.

Обучить умению видеть сильные стороны партнера и использовать их для построения конструктивного взаимодействия и психологической поддержки.

Обучить приемам психологической поддержки.

Беседы на темы: психологическая поддержка, личность, характер, сильные, слабые стороны.

Упражнения на овладение навыками оказания речевых и неречевызх знаков внимания.

Овладение техниками «Слушать и слышать других и себя», «Я принимаю тебя таким, какой ты есть»

4
2.Индивидуальные психологические «фильтры»

Определение понятия Я – слушания

Я – волевое начало, активное влияние на формирование отношений с людьми

Расширить круг психологических знаний о процессах восприятия в межличностных отношений

Учить анализировать «фильтры», которые порождают проблемы.

Развивать способности брать на себя ответственность за собственные проблемы с целью установления более гармоничных отношений с окружающими людьми.

Развивать личностную ответственность за свое поведение, поступки, высказывания

Беседы на темы: «Я – слушания» и зачем нам нужно развивать эти способности

Упражнения на овладения навыками анализировать «фильтры», которые порождают проблемы во взаимоотношениях

Практические занятия по обучению выделению проблемного

(конфликтного) сектора

Техниками «Я – это то, как я слушаю»

4
3.Эмоции и их роль в личностном взаимодействии.

Общение как  форма взаимодействия

Уровни общения – информационный и эмоциональный

Основные техники взаимодействия

 

Формировать способности правильно понимать и выражать эмоции

Обучить навыкам:

Устанавливать психологический контакт в общении, поддерживать обратную связь, отражать информацию и чувствовать партнера без искажений

 

Беседы на темы:

Эмоции и способы их выражения.

Психологический контакт в общении.

Упражнения на овладения навыков «слушать и слышать»

4
4 Активное слушание. Основные приемы

Пассивное слушание. Основные приемы Эмпатическое слушание. Основные правила и психотехнические навыки эмпатического слушания

Обучить основным приемам активного слушания

Обучить основным приемам пассивного слушания

Обучить методике эмпатического слушания

 

 

Беседы на темы:

Основные виды слушаний, используемых в общении.

Упражнения на овладение приемами активного, пассивного и эмпатического слушания.

4
5. Понятие о конфликте. Способы поведения в конфликтной ситуации. « Я – высказывание, как один из способов поведения в конфликтной ситуаци Познакомить с понятием психологического конфликта и основным способам реагирования в конфликтной ситуации. Познакомить с техниками и психологической схемой «Я –высказывания» Обучить приемам «Я –высказывания» Беседа на темы:

Психологический конфликт

«Я –высказывания»

Тренинг навыка «Я –высказывания»

 

4

 

Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 74-75