Таблица 9- Тематический план коррекционно – развивающих занятий по формированию умений конструктивного взаимодействия детей воспитанников детского дома с целью повышения уровня социальной адаптированности
тема | Цели занятий | Техники и методики | ч |
1. «Поддержка», как особый психотехнический прием
Речевые и неречевые «Знаки внимания» «Похвала», как оценочное суждение. Влияние похвалы на формирование самооценки и уверенности в себе.
|
Познакомить с особенностями подросткового периода и с типами характера. Дать представление о слабых и сильных сторонах каждого типа характера.
Обучить умению видеть сильные стороны партнера и использовать их для построения конструктивного взаимодействия и психологической поддержки. Обучить приемам психологической поддержки. |
Беседы на темы: психологическая поддержка, личность, характер, сильные, слабые стороны.
Упражнения на овладение навыками оказания речевых и неречевызх знаков внимания. Овладение техниками «Слушать и слышать других и себя», «Я принимаю тебя таким, какой ты есть» |
4 |
2.Индивидуальные психологические «фильтры»
Определение понятия Я – слушания Я – волевое начало, активное влияние на формирование отношений с людьми |
Расширить круг психологических знаний о процессах восприятия в межличностных отношений
Учить анализировать «фильтры», которые порождают проблемы. Развивать способности брать на себя ответственность за собственные проблемы с целью установления более гармоничных отношений с окружающими людьми. Развивать личностную ответственность за свое поведение, поступки, высказывания |
Беседы на темы: «Я – слушания» и зачем нам нужно развивать эти способности
Упражнения на овладения навыками анализировать «фильтры», которые порождают проблемы во взаимоотношениях Практические занятия по обучению выделению проблемного (конфликтного) сектора Техниками «Я – это то, как я слушаю» |
4 |
3.Эмоции и их роль в личностном взаимодействии.
Общение как форма взаимодействия Уровни общения – информационный и эмоциональный Основные техники взаимодействия
|
Формировать способности правильно понимать и выражать эмоции
Обучить навыкам: Устанавливать психологический контакт в общении, поддерживать обратную связь, отражать информацию и чувствовать партнера без искажений
|
Беседы на темы:
Эмоции и способы их выражения. Психологический контакт в общении. Упражнения на овладения навыков «слушать и слышать» |
4 |
4 Активное слушание. Основные приемы
Пассивное слушание. Основные приемы Эмпатическое слушание. Основные правила и психотехнические навыки эмпатического слушания |
Обучить основным приемам активного слушания
Обучить основным приемам пассивного слушания Обучить методике эмпатического слушания
|
Беседы на темы:
Основные виды слушаний, используемых в общении. Упражнения на овладение приемами активного, пассивного и эмпатического слушания. |
4 |
5. Понятие о конфликте. Способы поведения в конфликтной ситуации. « Я – высказывание, как один из способов поведения в конфликтной ситуаци | Познакомить с понятием психологического конфликта и основным способам реагирования в конфликтной ситуации. Познакомить с техниками и психологической схемой «Я –высказывания» Обучить приемам «Я –высказывания» | Беседа на темы:
Психологический конфликт «Я –высказывания» Тренинг навыка «Я –высказывания»
|
4 |