Очень важным является создание у воспитателей адекватной установки на психологическую коррекцию. Объяснить воспитателям, что это не школьные занятия, они не должны оцениваться, все дети принимают активное участие в них, имеют равные права и обязанности.

Важным является оценка групповой динамики, которая рассматривается как совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов группы друг на друга, и представляет развитие или движение группы во времени. Психолог в процессе занятий анализирует систему отношений детей, их установки, особенности эмоциональных и поведенческих реакций. Психолог анализирует также социально-психологические характеристики группы: сплоченность группы, лидерство, групповое напряжение, групповые роли.

Выводы по третьей главе.

Проведенное исследование подтвердило исходное предположение о наличии ряда психологических особенностей подростков, воспитывающихся в детском доме, обусловленных спецификой их социальной ситуации развития по сравнению со сверстниками из семьи.

Исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение проблемы, оно выявило ряд особенностей развития личности подростков-воспитанников детского дома, которые требуют выполнения психокоррекционной программы с учетом индивидуальных особенностей детей и определенных условий проживания детей.

В процессе предложенных психокоррекционных мероприятий следует продолжить изучение личностных особенностей  младших и старших подростков в детском доме для программирования их дальнейшего психического развития.

 

 

 

 

Заключение

Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования, несовершенство правовой базы, отсутствие эффективной государственной политики в различных социальных сферах стали причиной растущей социальной поляризации населения, кризиса семьи со всеми отрицательными социальными последствиями (такими, как социальное сиротство, элиминация, безнадзорность и беспризорность детей).

Непрекращающийся рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также при живых родителях (так называемых социальных сирот) вызывает в свою очередь увеличение сети учреждений социально-педагогической поддержки — это детские дома, приюты, кризисные центры и др.

В теоретической части работы изучены различные подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме развития личности подростков, подростков-воспитанников детского дома; рассмотрены многообразные исследования сущности личности, подходы к понятиям «тревожность», «самооценка», выделена их значимость их в личностном развитии подростков.

Самооценка       рассматривается       как       социальный       феномен, функционирующий   в  качестве  личностного   образования   и   компонента познания, как форму отражения человеком самого себя как особого объекта.

Тревожность понимается нами как субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, являющееся выражением неудовлетворенности значимых потребностей.

Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 76-77