Дети, воспитывающиеся в детском доме, находясь в особой социальной ситуации (замкнутость пространства, ограниченность общения, государственное обеспечение и т.д.), пережив психотравмирующие события и неблагополучие семьи, испытывают трудности в адаптации к условиям детского дома и за его пределами.
Исследование в дипломной работе построено по принципу сравнительного анализа личностных качеств подростков-воспитанников детского дома разных половозрастных групп.
В процессе эмпирического исследования нами были выявлены статистически значимые различия (при р <0,05) между воспитанниками детского дома.
Дети — воспитанники детского дома имеют более низкий уровень самооценки и более низкий уровень адекватности самооценки.
Дети — воспитанники детского дома имеют средний или низкий уровень социальной адаптированности.
Уровень самооценки у подростков, воспитывающихся в детском доме, связан с уровнем тревожности (положительная связь), а также временем пребывания в детском доме (отрицательная связь).
Время пребывания в детском доме для подростков является детерминантом психологических особенностей воспитанников детского дома: наблюдается отрицательная тенденция: следует констатировать, что в условиях данного детского дома не очень высокий уровень психолого- педагогической поддержки, так как с увеличением времени пребывания в детском доме растет уровень тревожности, снижается уровень самооценки.
На основании результатов изучения тревожности можно утверждать, что:
- у детей — воспитанников детских домов средний уровень самооценки (57,51%);
- у большинства детей — воспитанников детских домов (74%) отмечен высокий уровень тревожности;
- у девочек и мальчиков, воспитывающихся в детском доме, отмечаются различия в уровне тревожности: у девочек она выше, чем у мальчиков, -различия в уровне тревожности выявлены между младшими и старшими подростками, воспитывающимися в детском доме: у младших подростков-девочек уровень тревожности выше, чем у старших, и у младших мальчиков наоборот- ниже, чем у старших;
- у воспитанников детского дома средний и низкий уровень социальной адаптированности.
проведенное исследование позволило сделать выводы об отличии личностных качеств подростков-воспитанников детского дома. Установлено, что отмечается отрицательная тенденция между временем пребывания в детском доме и уровнем развития личностных качеств. Это свидетельствует о недостатках психолого-педагогической поддержки.
Экспериментальные и эмпирические данные, полученные в исследовании, позволили составить психокоррекционную программу, направленную на формирование навыков взаимодействия, которая способствует формированию адекватной самооценки, снижению высокого уровня тревожности, оптимизации социализации.