Женщины, чаще всего, все таки обеспокоены по поводу их внешности. Внешность может повлиять на уровень доверия и чувства собственного достоинства. Дж. Даубенмайер, например, обнаружил, что повышение осведомленности о соответствии внешнего вида социальным нормам может привести к тому, что женщины предпримут дополнительные усилия, как физические, так и психологические, чтобы повлиять на свой внешний вид, тратя на это дополнительное время и деньги [38]. По этим причинам, в качестве важного фактора для женщин признается осведомленность о реальном соответствии параметров тела принятым в обществе нормам M. Пипер [43] показал, что красота имеет важное значение для женщин, которые могут многое сделать с целью иметь успех в обществе.

По данным отечественных социологических опросов 75% женщин считают важным следить за своим весом против 46% среди мужчин [32].  Социологический опрос показал, что женщинам, с привлекательной или даже красивой внешностью, живется проще, чем не обладающим особой внешней привлекательностью представительницам слабого пола, – в этом уверены 39% опрошенных, и только незначительное меньшинство, 14% считают, что, напротив, тяжелее. Около четверти опрошенных (24%) признаю внешность женщины не играющей значительной роли; чуть меньше (23%) затруднились ответить на вопрос. Фактор внешности мужчин конечно тоже волнует женщин, но значительно меньше, так как только 35% считают внешность мужчины определяющей в отношениях [18]. Порядочность и ум в мужчине ценится больше его  внешности. Поэтому совершенно понятно, почему  проблемой избыточного веса озабочена около половины опрошенных  женщин (47%, и следует подчеркнуть —  13% из них  очень обеспокоены). Среди мужчин меньше переживают по этому поводу, так как крайнюю обеспокоенность выказали  только 19% (и лишь 4% из них очень обеспокоены) [9].

Следовательно, изучение психологических особенностей женщин, заботящихся о том, как они выглядят, но имеющих проблемы с весом, является весьма актуальным. Ожирение лишь в небольшом числе случаев, как правило, не более 5%, является следствием какого-либо заболевания. В подавляющем большинстве случаев в его основе лежит нейрохимический дефект церебральных систем, регулирующих пищевое поведение и гормональный статус [3]. Поскольку, примерно, две трети женщин с  ожирением страдают нарушением пищевого поведения, то для успешной борьбы с лишним весом нужны не лекарства, а самоконтроль и сила воли. Психотерапия, следовательно, становится ведущим методом в осуществлении программы похудения.

Исследования нарушений пищевого поведения выявили целую галерею факторов риска: социальных, генетических, психологических, личностных и семейных. С древних времен, впрочем, подвергались осмыслению такие крайние формы пищевого поведения как аскетизм и гедонизм. Аскетизм рассматривался как философское течение, затрагивавшее целый комплекс человеческих привычек, сводя все к умеренности, а пренебрежение к роскоши во всех областях деятельности человека, включая еду – приравнивалось к добродетели. Такой тип пищевого поведения как аскетизм культивировался в древнегреческое государство Спарта. В Спарте была узаконена общественная трапеза, когда еда из общего котла не способствовала развитию гурманства [19]. Религиозный аскетизм особенно был свойственен некоторым  учениям в христианской, даосистской, буддистской конфессиях. Религиозный аскетизм провозглашал не только умеренность в одежде и суровое отношение к своему телу, но умеренность в пище и питье. Такая простота жизни должна была стать прологом совершенствования духа, его освобождение от чувственности т для заполнения потом любовью к богу. Однако существовали и крайние проявления аскетизма, которые приводили к полному испощению организма и даже гибели человека, стремящегося поставить рекорд воздержания без учета цели – получения равновесия и покоя.

Другой тенденцией был гедонизм (стремление к наслаждению жизнью, включая излишества в питании), прямая противоположность аскетизму. Иногда эти тенденции переходили одна в другую. Ярким примером такого перехода стал Древний Рим. Будучи в истоке своем государством воинов, аскетичных, способных жить в крайне суровых условиях военной жизни, Рим к эпохе своего расцвета подошел уже гедонистическим. Его граждане забыли о воинских походах и неудобствах, оставив это наемникам, а сами устремились в безудержное наслаждение. В еде это выражалось в стремлении к изысканным, не пробованным еще лакомствам, среди которых были верблюжьи пятки, языки фламинго, жареные страусы, откормленные медом и вином поросята и многое другое. Марк Габий Апииций, по утверждению Тацита, потратил на пир для римлян 100 миллионов сестерциев, то есть почти все своё состояние, и разорившись — принял яд [8].

Как видно, аскетизм и гедонизм, как крайние проявления нарушений пищевого поведения тесно связаны с эмоциональными состояниями человека. Как прием пищи, так и отказ от нее в рамках указанных течений способствовал достижению определенного эмоционального состояния. Подобное предположение лежит и в основе биопсихосоциального подхода к расстройствам пищевого поведения.

Нарушения пищевого поведения могут рассматриваться как реакция на установку, предполагающую прямую связь между стройностью как элементом красоты человека, внедрённую современными СМИ,  и межличностным, социальным, профессиональным, и, наконец, сексуальны успехом.

По данным Дж. Поливи и  С. Херман средний вес средний вес женщин в США 23 % больше чем у топ-моделей, поэтому идеал стройности для многих недостижим. Однако примерно четверть женщин и девушек используют одну из диет «похудания» диете, которая при не достижении результата впоследствии приводит к обратному быстрому набору веса с последующим стойким перееданием [44].

Отношение к своему телу у женщин с нарушениями пищевого поведения — страница 14-16