1 Особенности конфликта Мухаммеда Али с Турцией и европейскими державами в период завоевания Сирии
Мухаммед Али оказал большую помощь султану в борьбе с восставшими греками в начале 20-х rr. В награду за это он был пожалован пашалыком (властителем) Крита. Но Мухаммед Али сильно обиделся на Махмуда 11: он ожидал в награду как минимум Сирию. В октябре 1831 г. Мухаммед Али, использовав в качестве предлога личную ссору с пашой Акры, двинул свои войска в Сирию. Командующим был назначен сын египетского властителя Ибрагим. В его подчинении находилось 30 тысяч человек при 50 полевых орудиях и 19 мортирах. Армия Ибрагима почти без боя овладела Газой и Иерусалимом, а затем осадила Акру. С моря Акра была блокирована большой египетской эскадрой. Взамен кораблей, погибших в Наваринском сражении 1827 г., Мухаммед Али построил новый, куда более мощный, флот. Махмуд 11 объявил Магмета-Али мятежником, отрешил его от должности, и назначил на его место Гуссейна-пашу. Султан приказал Гуссейну-паше собрать войско и двинуться на Ибрагима. Но пока Гуссейн-паша собирал свою армию, Ибрагим одержал ряд побед. В мае 1832 r. он штурмом взял Акру, а в июне вступил в Дамаск. Продолжая наступление на север, Ибрагим занял Гомес, а затем Алеппо. В июле 1832 r. у Бейлана египтяне наголову разбили турецкую армию и захватили всю ее артиллерию. Два дня спустя Ибрагим вступил в Антиохию. Теперь вся Сирия оказалась в его руках. Затем Ибрагим вторгся в Аданский округ, перешел горы Тавра и в ноябре овладел са.мым сердцем Малой Азии — Конией. В декабре под Конией на Ибрагима напал великий визирь Рашид-паша с 60-тысячной армией. Бой закончился поражением турок, а сам великий визирь попал в плен. Ибрагим двинулся на Константинополь.[1]
Обученная французскими инструкторами египетская армия прошла закалку в экспедициях, проведенных на Аравийскоом полуострове, в Судане и Морее (Греция), тогда как султанская армия, несмотря на реформу, проведенную Махмудом II, оказалась небоеспособной. Главнокомандующий египетскими войсками-Ибрагим — паша со сравнительно небольшими потерями сумел завоевать всю Сирию и вторгся в Малую Азию. Османской империи и султанской власти стала угрожать опасность.
Османский султан с просьбой о помощи послал в Европу Намик — пашу, который с ноября 1832 г. по март 1833 г. побывал в Вене, Париже, Лондоне, Берлине и Петербурге, однако безрезультатно.
Для Франции, которая имела тесные связи с Мухаммедом Али, расширение сфер влияния Египта означало возрастание её влияния в бассейне Средиземного моря. Пруссия не вмешивалась в решение Восточного вопроса, а Австрия была против усиления Мухаммеда Али. В Лондоне Намик — паша хотя и был хорошо принят, однако военную помощь ему не обещали. Британский кабинет был занят, решением ряда международных проблем (вопрос греческих границ, восстание Бельгии против Нидерландов, вторжение России в Польшу, события в Италии и Португалии), которые требовали полного внимания. К тому же Англию волновали и внутренние проблемы. В 1829 г. в Британии разразился экономический кризис и вполне понятно, что на этом этапе конфликта Англия не могла оказать реальную помощь Османской империи.
Как пишет А. Дебидур Султан Махмуд II очутился в дурном положении: у него не было ни денег, ни времени, хотя бы наскоро собрать новую армию[2]. Махмуд II обратился за помощью к державам. Но французская дипломатия, давно облюбовавшая, Египет и Сирию как сферу своего влияния, отказалась ему помочь, Пальмерстон, министр иностранных дел Англии, предложил султану подождать, пока поможет Австрия — он рассчитывал не доводить султана до необходимости обратиться к Николаю I. Пальмерстон надеялся, что нужное Англии дело будет, образом, выполнено австрийскими руками, о вышло совсем по-другому. Во-первых, австрийская армия вовсе не была готова к сопротивлению победоносному египетскому войску в далеких пустынях Малой Азии; во-вторых, Меттерних, министр иностранных дел Австрии, скрепя сердцем, должен был мириться с русским присутствием на Востоке, чтобы сохранить могущественного союз в борьбе с революционной опасностью в самой Европе, потомому он меньше всего желал открыто ссориться с Николаем. Николай сейчас же, еще до битвы при Конии, предложил султану вооруженную помощь против Ибрагима. Еще раньше русский генерал Муравьев внезапно высадился на берегу Босфора.
[1] Широкорад А.Б. Турция. Пять веков противостояния / А.Б. Широкорад. М. : Вече, 2009. С. 242.
[2] Дебидур А. Дипломатическая история Европы 1814 — 1878 гг. В двух томах- Ростов-на-Дону, «Феникс» 1995. Т. 1. С. 457.