Повышение налогообложения труда дестимулирует структурную модернизацию, так как наиболее болезненно влияет на отрасли с высокой долей затрат труда в отличие от отраслей сырьевых.

Стремясь к некоторому смягчению негативного воздействия роста налогов, власти стали более активно задействовать дискретные (точечные) меры экономической политики. Наиболее ярким примером является инновационная зона «Сколково», для резидентов которой был предложен беспрецедентный набор налоговых и административных льгот — от низкой ставки социальных отчислений до введения собственных (выделенных из общей системы) правоохранительных, налоговых и таможенных органов. По сути, это попытка создать точку инновационного роста, администрируемую так, как это должно быть администрируемо в современном развитом постиндустриальном обществе.

Отмечая тяжелое положение промышленности Российской Федерации, С. Собко связывает это с тем, что «приоритет рынка без участия государства сохранен только в России. Такого нет ни в Германии, ни в Японии, ни в Китае. По большому счету — ни в одной развитой стране».[1]

Главная проблема — может ли быть успешным создаваемый по инициативе государства, т.е. «сверху», проект «Сколково», имея в виду, что Силиконовая долина, которая выступает в качестве прообраза «Сколково», о чем неоднократно упоминал Президент РФ, была создана по инициативе частных фирм, т.е. «снизу». И какова вообще роль государства и бизнеса в проекте «Сколково», каково должно быть их соотношение и взаимное влияние?

В основе ответа по-прежнему лежит различный подход к роли государства в рыночной экономике. Ю.С. Цимерман подчеркивает, что государство обязано не только декларировать переход к инновационной политике, но и решать вопросы, в том числе правового плана, обеспечивающие такой переход. У государства нет другого выхода, как вкладывать средства для создания инновационного общества, поскольку суть бизнеса — скорейшее получение прибыли.[2]

 

 

[1] Собко С. Экономический рост — это инновации и промышленная модернизация // Парламентская газета. 2010. 29 октября.

[2] Цимерман Ю.С. Государственная корпорация — специфика правового регулирования // Право и экономика. N 10. С. 4.

Государственное регулирование экономического роста — страница 17-18
Метки: