Глава 1             Теоретико-методологические аспекты использования коучинга как инструмента карьерного планирования

1.1      Понятие коучинга и его возможности как инструмента карьерного планирования

Коучинг сформировался как индивидуальный тренинг человека для концентрации его на определенных целях, как инструмент повышения эффективности планирования, полноты раскрытия внутреннего потенциала, выработки важнейших в профессиональном плане способностей и навыков. Ведущую роль при этом играл профессиональный консультант, коуч.  Однако коучинг может быть использован как технология самообучения – в этом случае отсутствует профессиональный тренер, но технологии коучинга при этом практически не меняются.

Сам термин «коучинг» происходит от английского «coach» — «тренировать, учить, направлять, подсказывать, снабжать фактами». Многие основоположники коучинга подчеркивают его связи с технологиями тренировок в спорте под руководством опытного наставника. Так, определяя сущность коучинга, Дж. Уитмор подчеркивает, что коучинг — это технология раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности, но коучинг не учит, а помогает учиться[1]. Примерно также характеризует коучинг Леонард Т. Дж. тоже предостерегая, что коучи не решают проблем, они лишь оказывают поддержку тем, кто готов взять свою жизнь под контроль[2].

Коучинг, по мнению С. Торп и Дж. Клиффорд[3], представляет собой один из тех инструментов, которые могут быть использованы для помощи в развитии других, следовательно, коучинг направлен на поддержку процесса изменения и при эффективном использовании должен помочь минимизации негативного воздействия со стороны изменения и максимизации соответствующих возможностей развития. С. Торп и Дж. Клиффорд выделяют в сущности коучинга необходимость ктнцентрации на изменениях, которые являются циклическим процессом (рис. 1.1).

 

 

Рис. 1.1. Цикл изменения

В контексте рис. 1.1 коучинг рассматривается как инструмент развития и изменения, которая может применяться самостоятельно или при посредничестве коуча и только в том случае, если люди готовы к изменениям, осознают это, находятся в процессе работы, нацелены на успех.

[1] Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности / Пер. с англ. — М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. С. 15.

[2] Леонард Т. Дж. Как я научился тому что URL: http://www.hr-land.com/pages/_kak_ya_nachilsya_tomu_chto__leonard_t._dj..html

[3] Торп С., Клиффорд Дж. Коучинг: руководство для тренера и менеджера / — СПб.: Питер, 2004. С. 5.

Коучинг — как инструмент планирования карьеры — страница 5-6