Многие специалисты, давая определение коучингу, настойчиво подчеркивают необходимость многосторонней вовлеченности. То есть ждущий помощи от коучинга клиент (специалист или менеджер) находится в процессе определенной деятельности, жаждет в ней успеха, в отличие от того, кто только раздумывает чем бы заняться. При этом изменения происходят, чаще всего при посредничестве коуча (хотя это и не обязательно) (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Баланс отношений в коучинге

Рис. 1.2. показывает, что отношения в коучинге, это не отношения между коучем и клиентом. Это построение некоей новой реальности, которую формируют коуч и клиент с целью создать ситуацию успеха. Здесь неуместны готовые (коробочные) решения, а строятся долговременные отношения, учитывающие изменения в динамике. Клиент осознает, что он не покупает некую готовую программу личностного успеха, а вступает в длительные развивающиеся отношения[1]. Как видно на схеме рис. 1.2 клиент и коуч направляют все свои усилия и энергию на отношения, но не на друг друга.

Коучинг следует отличать от тренинга и наставничества. Тренинг (например, тренинг привлекательности или тренинг переговоров и т.п.) подразумевает передачу реципиенту универсальных технологий работы с разными типами клиентов и шаблонов поведения в сложных ситуациях. Преимущества тренинга — в групповой отработке новых приемов работы с клиентом и качественной обратной связи от тренера. Однако тренинг не дает возможности индивидуальной работы, ведь по сути его приемы слишком универсальны.

Наставничество (передача опыта по технологии Tell — Show — Do)[2] учитывает приоритетный для сотрудника способ усвоения информации, подразумевает наблюдение за непосредственными действиями сотрудника и развивающую обратную связь. Однако здесь мы имеем дело с передачей личного опыта наставника, что несет в себе риск передачи ошибочных методов работы, а также не учитывает доступности и применимости этих методов для конкретного молодого специалиста.

Коучинг в отличие от тренинга и наставничества настроен на поиск сильных и слабых сторон конкретного клиента и предполагает индивидуальный набор наиболее удобных, настроенных индивидуально, методов работы с клиентами. Он подходит для тех ситуаций, где не существует однозначно верного универсального способа действия, учит специалиста анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения.

Ключевым в определении сущности коучинга является идея о том, что, он используется как средство личностного и профессионального развития и реализуется путем взаимодействие между клиентом и коучем, направленного на рост осознанности клиентом его цели, развитие новые компетенций и выработки наиболее оптимальных для клиента путей достижения успеха.

Концепция коучинга реализуется в контексте психологической поддержки деятельности, которая имеет давнюю традицию и в отечественной психологии. Теория психологического обеспечения возникла в русле тенденции к использованию психологической науки в практической деятельности в начале XX века. Так еще У. Штерн,  Г. Мюнстенберг и многие другие  гоаорили о необходимости совершенствования практики воздействия на человеческую психику и управление ею[3]. Проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности серьезно рассматриваются применительно к военной подготовке, в среднем и высшем образовании, в профессиональном спорте, космонавтике  и  др.

[1] Уитворт У., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Коактивный коучинг. Учебник (Co-Active Coaching), -М., Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2004. С. 12.

[2] Модель TELL-SHOW-DO URL: http://www.mental-skills.ru/dict/model-tell-show-do/

[3] Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. — М.:, 2002.

Коучинг — как инструмент планирования карьеры — страница 7-8