Прежде всего, риски, следует отметить, материализовались в той ситуации, в которой экономика России находится сейчас и описание этой ситуации дано выше. Естественно, что этот риск был предсказуем, только дату назвать было нельзя. С удивительным упорством Россия отказывается от проведения глубоких структурных реформ вот уже сто лет. Теперь, когда экономика зависима от поставок энергоносители, риски падения нефтяных цен должны учитывать даже компании, продающие спортивную обувь и одежду в преддверии новых чемпионатов.

В этой ситуации компании нужно подготовить антикризисный план сокращения затрат и ввести его в действие, когда появятся предвестники наступления кризиса. Согласно уточненному макроэкономическому прогнозу, россиян в текущем 2015 году ждет существенное снижение реальных зарплат (-(-9%) и доходов (-6%)[1]. Прогноз Минэкономразвития многие аналитики считают слишком оптимистичным.  Естественно, кофе одним из первых постигнет печальная участь снижения спроса. В условиях фактической рецессии первыми падут продажи как раз высокомаржинальных направлений, а вот ритейлеры сумеют удержать продажи на достаточно высоком уровне. Поэтому важна диверсификация деятельности компании и поддержка с виду низкомаржинальных направлений.

Можно пояснить чем будет сдерживаться развитие,  например, ингредиентов для вендинга. Аппараты для приготовления кофе спошь импортного производства. В условиях двукратного повышения курса иностранной валюты и падения нашей соответственно, нетрудно будет предсказать затруднения компаний, устанавливающих кофейные аппараты. Плохо буду раскупаться и машины для домашнего приготовления кофе. А кофе в турке большинству населения готовить некогда. Поэтому ближайшие несколько лет компании можно посоветовать сконцентрироваться на поставках недорогого кофе для ритейлеров и через оптовых поставщиков в регионах прочим розничным предприятиям.

С точки зрения того года, когда намечается стратегия риск наступления сжатия спроса (он поглотит многие иные риски, как например валютный, кредитный и т.д.), нужно как раз и приготовить антикризисные мероприятия с учетом снижения издержек компании и поставок на рынок более дешевой продукции, чтобы конкурировать на рынке по цене.

[1] Минэкономразвития резко ухудшило прогноз на 2015 год URL: http://www.interfax.ru/business/421288

Выявите возможные риски при реализации выбранной стратегии и предложите мероприятия по снижению их влияния — из кейса Кофе