Как правило составляющими конкурентоспособности человека в организации в России принято считать квалификацию, стаж работы по специальности, уровень образования и возраст. Очевидно, что для развития карьеры важна прежде всего квалификационная составляющая, но это не факт для любой организации. Трудности, связанные с реализацией собственных представлений о индивидуальной карьере определяются во многом низким уровнем представлений лежат наглядные образы карьеры как явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении[1]. Такие представления образуют канал между индивидом и реальностью, которая оказывает на него влияние помимо его сознания. Социальные представления о карьере обеспечивает личности степень субъективной определенности восприятия, понимания и воспроизведения карьерных представлений. Индивид как бы мысленно воспроизводит себя в новой, виртуальной реальности. Коуч  имеет прямое отношение именно к структуре социального представления индивида, так как при включении в процесс влияет на следующие источники и составные части процесса построения представлений о карьере:

  • информацию — сумму знаний о возможной карьере;
  • поле представления, характеризующее организацию процесса достижения карьерных целей;
  • установку по отношению к объекту представления.

Таким образом, коуч влияет на представления – способ интерпретации и осмысления возможной карьеры клиента. То есть предметом воздействия являются высказывания, реакции и оценки его клиента, как члена социальной группы (в данной случае коллектива компании).

Следует отметить, что часто представления клиентов значительно расходятся с реалиями, в которых им предстоит осуществлять карьерное продвижение.  Поэтому коучу необходимо  корректировать   представления   о   технологиях  карьерного продвижения, но не в общем виде, как это характерно для тренингов, а в конкретном приложении к конкретной ситуации.

Проблемы в карьере клиентов в сфере коучинга также связаны с неадекватными представлениями о своих возможностях. Требования многих компаний и представления клиентов о своем месте в ней зачастую не совпадают. Современные организации предъявляют самые разные требования к уровню развития, профессиональных качеств своего топ-менеджмента.

Так опрос среди директоров предприятий показал, что главными качествами топ-менеджеров являются профессионализм (22%), компетентность (18%) и интеллект (16%) [2].

Иначе характеризуют настоящего топ-менеджера 75% опрошенных вне самого топ-менеджмента. Подавляющему большинству для управленца важен презентабельный внешний вид и «наличие связей в бизнес-кругах». Многие убеждены, что топ-менеджер должен уметь добиваться своего и в то же время прислушиваться к мнению подчинённых и признавать собственные ошибки. По словам третьих, управленец высокого уровня обязан быть внимательным к мелочам, инициативным, реалистичным и преданным идеям компании, в которой работает[3]. Налицо противоречия, устранять которые надо в каждой конкретной ситуации индивидуально. Совершенно не факт, что коуч должен читать нравоучения о том, как важно быть порядочным в первую очередь.

Указанные противоречия, выступают главными, препятствиями в развитии карьеры многих клиентов и служат мотивом для обращения за помощью к консультанту.

Кроме всего сказанного, разрыв между представлениями о карьере и тем, чем она является в действительности может характеризоваться и наступлением кризисного возрастного периода. Карьерный кризис проявляется через внезапное осознание несоответствия своих приоритетов и целей и видения своего будущего в данной профессии, либо понимание существенного разрыва между собственными возможностями и карьерными амбициями, а также между старыми целями и целями, актуальными в освоении социального пространства и развития личности[4]. Основные проблемы клиента коуча могут быть связаны с позиционированием им в организации и страхами перед реальной самооценкой деятельности, которая может быть как завышенной так и заниженной.

[1] Смирнов С.Д. Психология образа проблема активности психического отражения. — М.: Изд-во МГУ, 1985. С. 137.

[2] Главные качества топ-менеджера – профессионализм, компетентность и интеллект URL: http://www.superjob.ru/community/career/16127/

[3] Порядочность топ-менеджерам не к лицу URL: :http://www.work.ua/articles/agency/85/

[4] Цзён Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг игры и упражнения. — М., 1999. С. 158.

 

Коучинг — как инструмент планирования карьеры — страница 33-34